СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Рекомендуется в качестве устного доклада учителям
2013
Наш век – век полиглотов. Это
означает признание того факта, что знание даже не одного, а нескольких
иностранных языков становится необходимым условием образованности, фактором,
существенно влияющим на успешное продвижение в разных сферах деятельности в новом
постиндустриальном обществе. Знание иностранных языков и компьютерных
технологий - важнейшие требования к уровню и качеству образования любого
специалиста, помимо, разумеется, профессиональной области.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении
новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические
средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу
обучения.
Основной
целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие
коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению
иностранным языком.
Задача учителя
состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого
учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику
проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя -
активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения
иностранным языкам.
Выбор образовательных технологий для достижения целей
и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык»
обусловлен потребностью сформировать у учащихся
комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления
межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной
коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его
этапах.
Современные технологии, используемые для обучения
иностранному языку, реализуют личностно - ориентированный подход в обучении,
обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей
детей, их уровня обученности, склонностей и т.д., а также способствуют формированию и развитию:
а)
поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с
носителями других культур;
б) способностей учащихся осуществлять различные виды
деятельности, используя иностранный язык;
в) когнитивных способностей учащихся;
г) их
готовности к саморазвитию и самообразованию, а также способствуют повышению
творческого потенциала личности к осуществлению своих профессиональных
обязанностей.
Какие же современные технологии мы используем?
При обучении иностранному языку используются следующие
образовательные технологии:
- Технология коммуникативного обучения – направлена на формирование коммуникативной
компетентности учащихся, которая является базовой, необходимой для адаптации к
современным условиям межкультурной коммуникации.Коммуникативный подход не только моделирует общение, но и направляет на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Для пользователя реализации коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.
- Технология
разноуровневого (дифференцированного) обучения – предполагает осуществление
познавательной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных способностей,
возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал.
Создание и использование диагностических тестов является неотъемлемой частью
данной технологии.
- Технология модульного обучения – предусматривает деление содержания
дисциплины на достаточно автономные разделы (модули), интегрированные в общий
курс. Модульное обучение получило свое
название от термина “модуль”, означающего “функциональный узел”. Сущность
модульного обучения сводится к самостоятельному овладению учащимися
определенными умениями и навыками в учебно-познавательной деятельности.
Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения. Оно
обеспечивает развитие мотивационной сферы школьников, интеллекта,
самостоятельности, коллективизма, умений самоуправления своей познавательной
деятельностью. Модуль создает положительные мотивы к обучению, как правило,
благодаря своей занимательности, эмоциональному содержанию, учебному поиску и
опоре на жизненный опыт. Основными средствами модульного обучения служат
учебные модули.
- Информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его
практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы
учащихся и повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида
технологий:
- Технология
использования компьютерных программ – позволяет эффективно дополнить
процесс обучения языку на всех уровнях. Мультимедийные программы предназначены как для аудиторной,
так и самостоятельной работы и направлены на развитие грамматических и
лексических навыков.
- Интернет-технологии
– предоставляют широкие возможности для поиска информации, разработки
международных научных проектов, ведения научных исследований.
Внедрение информационных технологий в обучение
значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря
компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется
уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим
анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной
деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию
из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.
- Технология
индивидуализации обучения – помогает реализовывать
личностно-ориентированный подход, учитывая индивидуальные особенности и
потребности учащихся.
-Технология языкового портфеля
- в его основу заложено соотнесение
российских требований к уровню овладения иностранным языком с общеевропейскими
системами, что, в свою очередь, является отправной точкой для создания единого
образовательного пространства. Основным критерием оценки уровня владения
иностранным языком в технологии языкового портфеля является тестирование.
Приоритетом данной технологии становится переориентация учебного процесса с
преподавателя на обучаемого. Обучаемый же, в свою очередь, несет сознательную
ответственность за результаты своей познавательной деятельности. Вышеуказанная
технология приводит к постепенному формированию у учащихся навыков
самостоятельного овладения информацией. В целом, языковой портфель многофункционален
и способствует развитию многоязычия.
- Технология
тестирования – используется для контроля уровня усвоения лексических,
грамматических знаний в рамках модуля на определённом этапе обучения.
Осуществление контроля с использованием технологии тестирования соответствует
требованиям всех международных экзаменов по иностранному языку. Кроме того,
данная технология позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты,
требующие дополнительной проработки.
- Проектная
технология – обеспечивает личностно-ориентированное
обучение, это способ развития творчества, познавательной деятельности,
самостоятельности. Типология проектов разнообразна. Проекты могут подразделяться
на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты.
Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными
проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих,
практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это
многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование,
говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного
самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную
исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что
учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие
нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует
творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного
обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.
- Технология обучения в сотрудничестве – реализует идею взаимного
обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за
решение учебных задач. Основная идея заключается в создании условий для
активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети
объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом
оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей
работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются
выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы
слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс,
потому что совместно ликвидируются пробелы.
- Игровая
технология – позволяет развивать навыки рассмотрения ряда возможных
способов решения проблем, активизируя мышление учащихся и раскрывая личностный
потенциал каждого.
Игровая деятельность применима, в основном, в младших
классах. В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей
деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще
сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать
основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.
Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению
иностранного языка, а также уверенность
в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только
мотивационные функции.
Использование на уроках игровых моментов способствует
активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их
мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в
обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание,
обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на
оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное,
пополнить свои знания.
Использование игровых методов:
1. Оправдывает необоснованное
требование общаться на иностранном языке с учителем и одноклассниками.
2. Позволяет найти способы
сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат
простейшие грамматические модели.
3. Психологически оправдывает и
делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и
стандартных диалогов.
4. Развивает способность
анализировать, сравнивать и обобщать.
5. Позволяет активизировать
резервные возможности обучаемых.
6. Знания применяются
практически.
7. Вносит разнообразие в учебный
процесс.
8. Развивает творчество
школьников.
9. Учит организовывать свою
деятельность.
- Технология
развития критического мышления – способствует формированию разносторонней
личности, способной критически относиться к информации, умению отбирать
информацию для решения поставленной задачи. Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха.
Важно
заметить, что при использовании технологии развития критического мышления овладение
новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способами решения
определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которые формируют
потребность получить решение именно этой задачи. Отвечая на личностно значимые
вопросы, которые возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже может
освоить новый материал.
Технология
развития критического мышления включает несколько стадий.
- Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у
ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к
изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
- Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию,
осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую
информацию и уже имеющиеся знания.
- Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение
полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного
отношения к изучаемому материалу.
Что
принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны,
помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые
ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На
каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
Комплексное использование в учебном процессе всех
вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность,
развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций,
которыми должен обладать будущий специалист.
Список использованной
литературы:
1.Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку
в средней школе. М.: 1988.
2.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка.
М.:2000.
3.Сафонова Е.П. Современный урок иностранного языка. М.:
2011.
4.Соловова Е.В. Методика обучения иностранным языкам. М.:
2001.
5.Методика обучения иностранному
языку в средней школе. С-П, 2005.
6.Настольная
книга преподавателя иностранного языка. – М., 1992.
7.Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред.
Полат Е.С. М., 1999.
8.Полат Е.С.
Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения
иностранному языку. ИЯШ, №№5,6. 1998.
9.Смирнов
И.Б. Актуальные вопросы преподавания немецкого языка в средней школе. – С-П.,
2005.
Комментариев нет:
Отправить комментарий