Добрый день и добрый час! Рада в блоге видеть Вас!
Заходите и читайте. Комментарии оставляйте!

07.02.2015

Тема: «Использование ИКТ на уроках немецкого  языка в обучении грамматике»


1.    Компьютеры стремительно вошли в процесс обучения и положили тем самым начало новой эре в обучении. Компьютер, как средство обучения, 
обладает способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что составляет главную особенность программированного метода обучения  с использованием компьютера. Работа со сложной техникой, необходимость принимать решение, появление на экране ответов и оценок, тестовых заданий и упражнений, и, наконец, сам диалог с компьютером – все это вызывает живой интерес и, естественно, повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Применение средств мультимедиа – гипертекст, звук, графика высокого качества, мультипликация и «живое видео» - позволяют донести учебный материал в полном объеме.

2.    Основные цели компьютерного обучения:
- формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
-  подготовка личности «информационного общества»;
-  формирование исследовательских умений;
-  формирование умений принимать оптимальные решения.
           При использовании компьютера в обучении иностранному языку появляется возможность организовать диалог с каждым учеником, изучать материал в индивидуальном темпе, эффективно организовать контроль полученных знаний. Таким образом, компьютерное обучение как нельзя лучше соответствует принципу индивидуального обучения.
Каждый учитель придает большое значение практике при овладении иностранным языком. В учебном процессе недостаточно произнести фразу один раз, ее необходимо повторять несколько раз, при этом желательно менять ее языковое оформление так, чтобы более четко выявить содержание. Используемые программы позволяют наиболее эффективно добиваться правильного произношения и хороших результатов при выполнении упражнений в аудировании.

3.    Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
В функции учителя компьютер представляет:
-  источник информации (частично или полностью заменяющий учителя и учебник);
- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
-  тренажер;
-  индивидуальное информационное пространство;
-  средство диагностики и контроля.
Регулярная работа с компьютером позволяет учителю подбирать или создавать свои собственные упражнения на отработку лексического материала, грамматических явлений, развитие навыков письма, подготовку к речевому общению (поиск необходимой информации в Интернете по заданию учителя).
Обучение иностранному языку в группе, в которой 10-15 человек, наталкивается на значительные трудности в связи с различием индивидуально-психологических особенностей учащихся. Один и тот же материал, одни и те же приемы обучения, один и тот же ритм работы одновременно предлагается учащимся, наделенным различными способностями, памятью, вниманием, особенностями мышления, знаниями и другими качествами. В связи с этим использование компьютерного метода обучения очень эффективно для организации самостоятельной работы учащихся.
Здесь же необходимо отметить, что с методической точки зрения этот метод не должен заменять другие виды самостоятельной работы. Это часть дидактического материала, предназначенного для самостоятельной работы. Следовательно, необходимо обозначить место компьютерного обучения во всей системе самостоятельной работы учащихся. Выполнение компьютерной программы – один из видов самостоятельной работы учащихся на том этапе, когда уже сформированы знания с коэффициентом не менее 0, 7.

                   Выше названные программные продукты  увязаны по лексико-грамматическому материалу с УМК.   Весь материал делится на модули, содержащие упражнения различной степени сложности, увлекательные игры в конце каждого модуля, упражнения на повторение и тест для проверки знаний после каждых пяти модулей. В упражнениях представлены следующие типы заданий (сопровождаются показом):
- выбрать правильное утверждение;
- выбрать правильный ответ на вопрос;
- выбрать логически правильное продолжение незаконченной фразы;
- заполнить пропуск подходящим по смыслу словом из предлагаемого списка;
- вставить необходимую грамматическую форму из предлагаемого ряда;
- печатание учащимся пропущенных слов в предложении;
- составить из предложенных слов предложение;
- отгадать кроссворд;
- исправить ошибку в предложении;
- соединить начало предложения с концом;
- прослушай и выбери правильный ответ и т.д.
В процессе выполнения упражнений компьютер оценивает работу учащегося, предоставляет информацию-подсказку о правильном выполнении, комментирует результаты работы. Учащимся нравятся знаки внимания к их работе, доброжелательные замечания в отношении допущенных ошибок, подбадривающие реплики.
Учителям было предложено  поработать самостоятельно в одной из программ.

   5.  У компьютерного метода обучения есть свои сторонники, но и есть противники. Поэтому целесообразно рассмотреть преимущества и недостатки его использования.

К преимуществам относится следующее:
- усиливается индивидуализация обучения;
- развивается самостоятельность;
- облегчается усвоение материала;
- способствует релаксации учащихся в процессе познавательной деятельности, что само по себе активизирует мышление, а, следовательно, и усвоение изучаемого материала;
- формируется конструктивное мышление;
- происходит эффективное обучение самоконтролю, самоуправлению и коррекции учебной деятельности.

К недостаткам можно отнести:
- снижение (а в некоторых случаях и ликвидацию) обучения в группе, что уменьшает развивающий и воспитывающий потенциал обучения;
- снижение непосредственного влияния личности учителя, возможность живого общения друг с другом;
- невозможность интеллектуального и эмоционального воздействия личности педагога на ученика;
- педагогический процесс это не только обучение, но и формирование личности; компьютер, к сожалению, этого не обеспечивает;
- дисплеи вредят здоровью, так как вызывают утомление, снижают зрение, увеличивается нагрузка на костно-мышечную систему, компьютер влияет на психику человека.

В связи с этим не целесообразно злоупотреблять использованием компьютерного метода обучения. Компьютер, прежде всего, призван дополнять материал, предложенный учителем, а не заменять его.




     

Комментариев нет:

Отправить комментарий