Добрый день и добрый час! Рада в блоге видеть Вас!
Заходите и читайте. Комментарии оставляйте!

16.03.2023

 Развитие средствами иностранного языка интеллектуальной, коммуникативной, духовно-моральной, гражданской культуры учащихся

В новом XXI веке весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. В связи с этим возрастает роль и значимость изучения иностранных языков. Диалог различных культур ставит задачу воспитания личности, которая будет способна, и будет желать участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке. Иностранный язык, как учебный предмет, имеет весьма эффективные средства в воспитании человека культуры. Важно использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка, как межпредметной дисциплины, которая способствует приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым, к лучшему осознанию своей собственной культуры.

При проведении уроков стараюсь обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому.

Учебной программой по учебному предмету «Иностранный язык» предусмотрено достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов: сформированность качеств поликультурной личности, владеющей системой гуманистических ценностных ориентаций и способной осуществлять межличностное общение в контексте диалога культур; знание национально-культурных ценностей своей страны и стран изучаемого языка; умение представлять свою страну в условиях иноязычной межкультурной коммуникации; проявление духовной зрелости.

  При изучении каждой темы учебной программы стараюсь создавать условия для формирования у учащихся психологической готовности к межкультурной коммуникации, осознания роли учебного предмета в познании мира и практической деятельности, ответственности, организованности, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, целеустремленности.

При организации образовательного процесса особое внимание пытаюсь уделять развитию культуры речи учащихся, умения корректно относиться к иным точкам зрения, проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Материалы учебных пособий по иностранным языкам создают условия для подготовки учащихся к межкультурному общению, знакомят с ценностями познаваемой культуры в диалоге с родной.

В содержании учебного предмета «Иностранный язык» на достижение целей и задач патриотического воспитания в наибольшей мере направлено следующее предметно-тематическое содержание: «Праздники», «Телепередачи» (5 класс); «Республика Беларусь и страны изучаемого языка», «Фильмы. Книги» (6 класс); «Спорт» (7 класс); «Литература», «Кино», «Музыка» (8 класс); «Выдающиеся люди Республики Беларусь и стран изучаемого языка».

     ИЯ является средством, при помощи которого можно рассказывать о своей Родине, городах, деревне. В младших классах дети рассказывают о своей семье, об увлечении членов своей семьи (тема «Семья»), о малой родине (тема «Деревня, 5 класс).

Эффективной формой воспитания гражданственности, патриотизма на уроках немецкого языка является знакомство с биографиями знаменитых людей (темы; « Книги, 6 класс, «Литература», 8 класс). Рассматривая традиции и праздники стран изучаемого языка, мы сравниваем их с традициями своей страны, происходит диалог культур.

Обращаю внимание учащихся на важность знания героического прошлого, национальной культуры и традицийчто способствует передаче духовного опыта народа, воспитанию уважения к отечественной культуре и истории.

Уроки немецкого языка посвящены обсуждению и изучению таких тем, как особенности географического положения и климатических условий, разнообразие природных ресурсов и характерную символику; достижения в образовании и спорте; культурные и религиозные традиции и обычаи; выдающиеся люди стран изучаемого языка, родной страны и родного города. Все темы включены в соответствующие разделы учебника, что позволяет изучать их не изолированно.

При подборе дидактических материалов к учебным занятиям  отдаю предпочтение таким заданиям и упражнениям, которые своим содержанием способствуют формированию патриотизма и гражданственности, национального самосознания, нравственной культуры, ценностного отношения к своему здоровью.

С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета я использую такие методы и формы обучения, как ролевая игра, мозговой штурм, дискуссия, беседа, викторина, проект, виртуальная экскурсия и путешествие; моделирование ситуаций иноязычного речевого общения, стимулирующих учащихся к решению коммуникативных задач и др.

Использование парной и групповой работы позволяет вовлечь в активную речевую деятельность всех учащихся класса, обеспечивает оперативный контроль за работой каждого. Различные ситуации создаю с помощью средств наглядности и различного рода карточек-заданий.    При групповой и парной работе часто использую игровые ситуации и ролевые игры. При проверке домашнего задания широко использую помощников-консультантов, тихий опрос у доски и с места. При организации групповой работы развивается сотрудничество, умение работать в команде, социальная ответственность, которые являются основой для формирования коммуникативной компетентности учащихся.

Развитие интеллектуальной  культуры на уроках реализовываю через такие формы и методы обучения, которые позволяют каждому ребенку проявить свое творчество, активность, как

- практические занятия;

- использование песен и стихотворений;

- творческие домашние задания;

- применение компьютерных программ, электронных ресурсов;

- защита рефератов и проектов;

- ролевые игры, конференции;

- работа с текстом, диалогом, построенным необычным способом, например кооперативное чтение;

- нетрадиционные уроки: урок-игра, урок-праздник (тема «День рождения» в 5 классе), урок-путешествие (темы «Страны и континенты» в 5 классе, «Путешествие по странам» в 7 классе»), урок-соревнование, урок-диалог, урок-викторина («Германия», «Беларусь», «Немецкоязычные страны», «Белорусские города»), урок-конкурс, урок-проект (темы «Деревня», «Достопримечательности  Минска», «Музыка», «Литература», «Семья»), урок -презентация.

Использую следующие приемы: игровые, творческие конкурсы чтецов, переводчиков, коммуникативные задания, мультимедийные презентации,, обучающие приемы «синквейн», «одно слово»,  использование песенного материала по темам:  «Цвет», «Времена года», «День рождения», «Праздники». Провожу уроки рисования, посвященные Рождеству, Пасхе, Новому году, дню св.Валентина, где учащиеся  красочно оформляют открытки,  валентинки, придумывают поздравления.

Интеллектуальная игра на немецком языке является способом формирования интеллектуальной культуры учащихся во внеурочное время. Провожу интеллектуальные игры по темам «Германия», «Беларусь», «Известные белорусские и немецкие писатели», «Известные музыкальные белорусские и немецкие исполнители, группы» и др.

Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания.

Иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы национальной культуры.

К методам и приемам, содействующим духовно-нравственному воспитанию учащегося на уроке немецкогоо языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения.

Эффективным методом воспитания являются игровые технологии, которые помогают сформировать у обучающегося такие качества, как ответственность, дисциплинированность, готовность оказать товарищу помощь и поддержку, умение включаться в разные виды деятельности, способность грамотно и бесконфликтно отстоять свою точку зрения, смотреть на ситуацию с разных сторон и принимать наиболее оптимальное решение. И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки.

  Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих.

Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка я использую  самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся  участвуют в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, малой родине, работают с печатными материалами, проводим “круглые столы”. В конце изучения темы “Германия” в 8 классе, учащимся предлагается проект “Добро пожаловать в Беларусь!”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Минска, как столицы РБ; воспитательный аспект – осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.

Работая по теме “Школа”, посещаем школьную музейную комнату, знакомимся с историей школы, ее учителями.

Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев.

При изучении тем “Литература”, «Книги» мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, также и при изучении таких тем как “Достопримечательности Германии”, «Путешествуем по Беларуси” и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.кол уховный нравственный

В условиях начальной школы воспитывающее влияние на обучение должен оказывать сам учебный процесс и, прежде всего, речевой материал, а также форма проведения занятия. Использую  такую форму проведения занятия, как театральная постановка, которая способствует формированию нравственных представлений детей о дружбе, что, в свою очередь, помогает регулировать взаимоотношения детей в детском коллективе.

Такие занятия способствуют духовно-нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.

Переход от младшего к среднему школьному возрасту имеет свои особенности, определяющие эмоциональную жизнь ребенка. Эмоциональное воздействие и воспитательная сила слова в этом возрасте очень велики. Поэтому для отбора текстов главными критериями являются их художественная ценность, языковая ценность, гуманистическая направленность, соответствие интересам и уровню знаний учащихся, что в свою очередь стимулирует интерес к литературе и языку, возрастает интерес к истории стран изучаемого языка.

Отбираю такой текстовый материал, который может воздействовать на учащихся, вызывает чувство доброты, гуманности, отзывчивости, смелости, сопереживания. Предлагаю задания и упражнения, которые служат средством познания и способом формирования личности.

Среди любимых видов искусства для учащихся подросткового возраста являются музыка, телевидение, кино. Дети проявляют интерес к произведениям героического и романтического плана.

Тематические вечера и подготовка к ним развивают художественные способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививают любовь к труду.

Провожу  мероприятия  на немецком языке по использованию регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности. Данные мероприятия способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников, прививают патриотичность, повышают интерес и любовь к Родине и малой Родине, воспитывают в детях бережное отношение к живой и неживой природе. Специально для мероприятий подготавливаю мультимедийные презентации и приложения, содержащие материалы краеведческого характера, усиливающие воспитательную, развивающую, социокультурную направленность обучения иностранному языку.

Коммуникативное обучение воспитывает и формирует прилежание, упорство, активность, самостоятельность; развивает воображение, мышление и память. Чтение является одним из многочисленных способов обучения и воспитания, так как художественная и духовная литература расширяет кругозор обучающихся. Безусловно, на уроках немецкого языка групповая и коллективная формы работы являются неотъемлемой частью, содействующей в воспитании. Учащиеся в процессе такой деятельности учатся быть ответственными за выполнение задания, контролировать друг друга, оказывать взаимопомощь. У детей развивается чувство коллективизма.

Духовно-нравственное воспитание также успешно реализуется с помощью проектных игровых технологий. Так, делая акцент на духовно-нравственное воспитание, на уроке предлагаю классу провести научно-исследовательскую конференцию, где обучающиеся готовят презентации и сообщения по темам: «Мая малая родина»,  «Традиции».

Среди наиболее результативных методов духовно-нравственного воспитания является метод словесно-эмоционального воздействия через рассказ, разъяснение, этической беседы, а также метод наглядно-практического воздействия.

Средствами духовно-нравственного воспитания школьников является художественная литература, изображения картин, музыка, кинофильмы, мультфильмы и другие средства. Кроме этого, духовно-нравственное воспитание происходит посредством изучения природы, собственной деятельности детей (игра, труд, учение, художественная деятельность), через общение.

На уроках иностранного языка рассматривается множество ситуаций общения, которые затрагивают самые различные темы. В процессе урока учитель может формировать мировоззрение ученика и воспитывать духовно-нравственные качества. Поэтому на уроках немецкого языка можно и нужно воспитывать духовно-нравственные качества. С помощью языка, можно рассмотреть культуру носителей языка, понять их ценности, идеалы, в том числе морально-этические и воспитательные нормы.  

В процессе обучения, изучаются много тем и насущных проблем, которые актуальны не только за рубежом, но и в РБ. Среди них можно выделить такие проблемы, как проблемы благотворительности, толерантности, морального выбора, дружбы, любви, красоты и другие.

Одним из методов воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников является усвоение нравственных ценностей через их переживание в едином ценностно-смысловом поле с педагогом, в общении с ним и в совместной деятельности. В процессе чтения  текстов, их можно не только переводить, но и построить беседу, диалог, в которой будет принимать участие как учащийся, так и учитель. Дети могут высказать свое мнение, обосновывая ее и осмысливая таким образом проблему. Также это могут быть не только тексты, но и более интересная форма, как песни и стихи.

Большую роль в развитии духовно - нравственного воспитания на уроках немецкого языка играет музыка. Посредством музыки возможно привлечения детей к добру, прекрасному. На уроках в младшей школе я использую песни. Текст песни — это, своего рода, сценарии, где часто прослеживаются различные ситуации жизни, выраженные в образах, впечатления от прослушанного.

С целью формирования духовных ценностей у учащихся, знакомств с празднованием, традициями, обычаями Рождества, Пасхи в Германии, РБ провожу праздники в форме проектной деятельности. Учащиеся на протяжении определенного времени принимают участие в конкурсе рисунков, изготовлении пасхальных яиц, елочных украшений, оформлении пасхального, рождественского дерева, создании презентаций, подборке видеороликов, разучивании стихов, песен.

Школьный музей является  эффективным средством духовно- нравственного и патриотического воспитания.
       Изучение иностранного языка в школе позволяет решить задачи формирования коммуникативной компетенции для межличностного и межкультурного общения с носителями языка.

В качестве социально-культурной компетенции на уроках рассматриваются особенности образа жизни и традиций немецкоговорящих народов. Дети знакомятся с отрывками из художественной литературы и текстами, которые представлены в учебных пособиях. Дополнительно используется метод сопоставления Родины со страной изучаемого языка. Во время проведения урока мною используется не только обучение теоретическому базису в рамках лексики и грамматики, но и создание условий для общения. Урок выполняет сразу три функции: информационную, регулятивную и эффектно-коммуникативную.

.        Развитие коммуникативной компетенции учеников при изучении грамматического материала я считаю необходимым, так как важнейшей задачей образования является формирование у учащихся многих компетенций: коммуникативности и духовности, инициативности и самостоятельности, толерантности и сотрудничества. Грамматика выступает в качестве средства выражения конкретных мыслей, коммуникативных побуждений. На примере темы «Imperativ» (повелительное наклонение) рассматривается метод развития коммуникативных навыков: выражение просьбы, совета, пожелания и прочего.

       Формирование коммуникативной компетенции в ходе изучения немецкого языка создает языковой инструментарий, необходимый для реализации собственных идей в любых сферах деятельности. Комплексный подход к решению коммуникативных задач формирует способность к дальнейшему обучению, определению собственного уровня знаний под руководством учителя.

Вышеизложенные формы, методы, приемы являются средствами иностранного языка и развивают интеллектуальную, коммуникативную, духовно-моральную, гражданскую культуру учащихся.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий