Добрый день и добрый час! Рада в блоге видеть Вас!
Заходите и читайте. Комментарии оставляйте!

18.11.2017

Выступление на августовском школьном педсовете.
Тема « ИсПользование ЭСО на уроках немецкого языка»

Готовясь к выступлению по теме, я ещё раз внимательно и тщательно изучила Инструктивно-методическое письмо по использованию    информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
                                                                                                                                    
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
С развитием информационно-коммуникационных технологий стали интенсивно развиваться и электронные средства обучения (ЭСО) – средства обучения, созданные с использованием компьютерных информационных технологий.
Электронное средство обучения (ЭСО) – это средство, работающее с использованием                                                                                            компьютерной и  телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно
в обучении и воспитании учащихся .
Электронное средство обучения — программно-методическое обеспечение для использования учащимися в образовательном процессе по конкретному предмету на всех этапах образовательного процесса. (Республиканская программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы»/постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2007 № 265)
  Традиционно к электронным средствам обучения относятся:
- электронные учебники (мультимедийные издания на CD);
- электронные учебные пособия (на CD);
- образовательные сайты Интернета;
- электронные книги на CD.
- электронный образовательный ресурс.
К сожалению, надо отметить, что по немецкому языку имеется только одно ЭСО-Лексико-грамматический практикум по немецкому языку. 10 класс.
 
  Образовательные сайты Интернета (ЭОР, авторские сайты, размещенные в
сети Интернет) создаются, в основном, для дистанционного (заочного) обучения
через сеть Интернет.  Мною создан блог учителя немецкого языка.
Уместное использование блога в учебном процессе позволяет повысить качество
обучения, донести до ученика нужное знание, простимулировать
самостоятельную творческую работу и закрепить пройденный материал.

Современные ЭСО могут быть представлены в виде:
– виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов;
– компьютерных тренажеров;
– тестирующих и контролирующих программ;
– игровых обучающих программ;
– программно-методических комплексов;                                                                  -1-
– электронных учебников, текстовый, графический и мультимедийный материал которых снабжен системой гиперссылок;
– предметно-ориентированных сред (микромиров, имитационно-моделирующих программ);
– наборов мультимедийных ресурсов;
– справочников и энциклопедий;
– информационно-поисковых систем, учебных баз данных;
– интеллектуальных обучающих систем.
Информационные ресурсы сети Интернет для образовательных целей:
§  электронная почта, теле и видеоконференции, разговор в сети;
§  электронные (мультимедийные) учебники, дистанционные курсы обучения;
§  справочные материалы (словари, энциклопедии, базы данных, карты и т.п.);
§  электронные библиотеки текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации;
§  виртуальные музеи, выставки и другие наглядные материалы;
§  методические материалы для учителей
 Электронные образовательные ресурсы по немецкому языку:
1. «Разноцветный немецкий активно», или «Buntes Deutsch aktiv“_ 3 класс
2. «Разноцветный немецкий активно», Раздел « О школе» или «Buntes Deutsch aktiv“_
 4 класс, 2016
ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно
повышают их эффективность. При методически грамотном применении ЭСО
становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый
уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации
обучения и воспитания.
Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфики (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. В преподавании иностранного языка новые возможности открывают компьютерные технологии, которые я активно использую на уроках немецкого языка.
Компьютерные технологии на уроках иностранного языка – это использование компьютерных обучающих программ и интернет ресурсов. Мультимедийные обучающие программы позволяют организовать самостоятельные действия каждого ученика. Красочность, увлекательность программ вызывает огромный интерес у учащихся, повышает эффективность урока. Конечно, электронный учитель не заменит живого, но он является вспомогательным средством обучения. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность мультимедийных программ вызывают огромный интерес у школьников. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Учитель может использовать отдельные фрагменты программ, включая их в уроки, соответствующей тематики, при введении нового лексического или грамматического материала, при обучении диалогической речи, чтения, письма, отработке произношения, при отдельных видах контроля и так далее. Т. е. компьютерные технологии – это передовые технологии, технологии будущего. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. процессе преподавания как естественных, так и гуманитарных дисциплин
Задав себе вопрос, как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным, я поняла, что успех не только зависит от знания учителем предмета, от общей эрудиции педагога и даже от человеческого обаяния, но и в большей степени от способности на современном этапе преподавания. Необходимо мыслить по-новому, внедрять новые информационные технологии, мультимедийные проекты, Интернет, медиаресурсы, обеспечивающие высокое качество подачи и контроля учебного материала. Хочу также отметить, что визуализация учебного материала – создание обучающей среды с наглядным представлением информации, с использованием цвета и звука, воздействуя на эмоциональные и понятийные сферы, способствует более глубокому усвоению языкового материала.
Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, учет индивидуальных способностей и особенностей каждого обучающегося, повышение познавательной активности.
Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Известно, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным языком.
Овладеть же коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное.
Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Использование современных средств, таких как компьютерные программы и интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решить эту задачу.
Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, презентации и т.д. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке.
Наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
интерактивные доски,
электронные энциклопедии и справочники,
тренажеры и программы тестирования,
образовательные ресурсы интернета,
DVD и CD-диски с картинами и иллюстрациями, видео- и аудиотехника,
интерактивные карты и атласы, интерактивные конференции и конкурсы, материалы для дистанционного обучения,
научно-исследовательские работы и проекты,
дистанционное обучение.                                                                                             -3-                   
Вопросом использования ИКТ на уроках немецкого языка в качестве своей индивидуальной методической темы я занимаюсь уже не первый год. Мне бы хотелось продемонстрировать приемы, методы и формы работы на уроках немецкого языка с применением ИКТ, которые я применяю на практике.
Неотъемлемой частью современного урока иностранного языка является  мультимедийная поддержка, представленная мультимедийной презентацией. Мультимедийное сопровождение присутствует на протяжении либо всего урока, либо охватывает его большую часть.
В своей педагогической практике я широко использую презентации. Одна из самых эффективных программ для создания презентаций – Microsoft Power Point. Красочно оформленные презентации вызывают большой интерес на начальном этапе                  
обучения. Презентации решают проблему использования наглядного материала. Например, если раньше приходилось вырезать и приклеивать картинки на доску, то сейчас с помощью Интернет можно найти картинки и рисунки и сразу вставить на слайд.
Применение в практике презентаций на различных этапах работы (введение новой лексики или объяснение грамматического материала, обобщение знаний по изученной теме, самостоятельное создание обучающих презентаций) позволяет представлять необходимую информацию более наглядно.
    Презентации выступают в качестве интерактивного учебного пособия. Их можно использовать как на начальном этапе обучения иностранному языку, так и на продвинутом.
С помощью электронных презентаций можно успешно тренировать навыки и умения восприятия на слух иноязычной речи. Аудирование является неотъемлемым средством в обучении иностранному языку. Этот вид речевой деятельности позволяет овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией. Кроме того, при прослушивании текстов, репортажей, диалогов, поэзии, песен происходит активное усвоение лексических единиц языка и его грамматической структуры, развивается логическое мышление и способность анализировать информацию, отделяя важное от второстепенного. Выбор материала для аудирования обусловлен темой урока и ориентирован на возрастные особенности учащихся и их интересы. Весь этап подготовки к прослушиванию, а также материал для аудирования я сгруппировала в одном слайде в виде управляющих кнопок настройки действия и дополнительных эффектов анимации словосочетаний со звуковым сопровождением .
Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики.  
Программно-аппаратный комплекс «Интерактивная доска», обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности. В школе отсутствует.
Не менее важным элементом в повышении мотивации изучения иностранного языка в отсутствие носителей языка является создание коротких видеофильмов. Появление цифровых технологий позволяет снимать и монтировать на компьютере фильмы практически каждому человеку. Опыт съемки на уроках показывает, что это мешает учащимся говорить свободно и непринужденно. Можно предположить, что создание коротких видеофильмов-интервью с учащимися на заданную тему          -4-
(как закрепление) будет прекрасным стимулом в изучении языка. «Репортеры » берут интервью у учащихся школы, а потом показывают их на уроках.
Сейчас я с учениками изучаем программу Movie Meyker для создания фильмов. Уже создали 2 фильма – « Школа», «Веселая переменка» ( в рамках изучения темы
« Кино», проектная работа.
Использование видеороликов с последующим их обсуждением позволяет воспринимать аутентичную речь, расширять словарный запас, запоминать конструкции предложений, характерных для живой, разговорной речи. Кроме того, интересный,                                 
увлекательный материал обеспечивает высокую мотивацию к изучению предмета.
Использование флэш-игр, различных видов тренировочных упражнений (в том числе и игровых) позволяет восполнить «пробелы в знаниях» обучающихся, тренировать грамматические навыки, пополнять лексический запас.
Использование электронного тренажера навыков общения позволяет не только запоминать лексику и отдельные фразы, но также моделирует ситуации общения, тем самым способствует развитию диалогической речи.
   Как было отмечено выше, использование электронных ресурсов при обучении иностранному языку на начальном этапе позволяет осуществить личносто-ориентированное обучение. Использование такого рода ресурсов прекрасно подходит не только для введения материала, но также на этапе его отработки и закрепления.
Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвали огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.
Одной из основных задач на начальном этапе обучения учащихся иностранным языкам является формирование грамматической компетенции. На этом этапе значительное количество учебного времени уделяется особенностям грамматической системы изучаемого языка (по возможности в сравнении с родным языком учащихся), а также тренировочным упражнениям, нацеленным на освоение учащимися грамматических категорий. При этом одни категории учащимся знакомы и не вызывают особых трудностей, а другие требуют напряжённой работы учащегося и терпения преподавателя. Объяснение грамматических правил, касающихся тех категорий, которых нет в родном языке учащихся, особенно в том случае, когда невозможно использование языка-посредника, должно быть наглядным и доступным.
Для грамматики я эффективно использую интерактивные тренажеры. Многие ученики сбрасывают их на свои флэшки и с удовольствием тренируются дома самостоятельно.
Есть тренажеры с модальными глаголами, также с глаголами «haben“, „ sein“, „ werden“, « Степени сравнения прилагательных» , « Числительные»
Также я использую тренажеры для усвоения и совершенствования лексических единиц, например, тренажер
 « Цвет» для 3 класса, тренажер по теме» Внешность» для 7 класса, по теме» Зима»-для 4 класса, по теме
 « Семья» -для 4 класса,  « Овощи», «Фрукты» - 3 класс, « Животные»-3 класс, также тренажеры по     -5 -
теме « Счет» -для 2,3 класса и др. Хочу отметить, что перечисленные тренажеры я создала сама на основе шаблона.
 При введении нового грамматического материала велика роль наглядности. Очевидно, что работа с обучающими компьютерными программами является чрезвычайно эффективной, так как даёт возможность "оживить" схемы.
При выполнении грамматических упражнений компьютерная программа даёт возможность непосредственно контролировать правильность выбора формы, что помогает ученику корректировать свои действия непосредственно по ходу выполнения упражнения, а не отсрочено, после проверки работы и оценки её учителем..
Значительна роль обучающих компьютерных программ на этапе закрепления грамматического материала. Программа даёт ученику возможность разнообразить рутинный процесс выполнения тренировочных и    
условно-речевых упражнений. Самостоятельный выбор стратегии обучения повышает мотивацию учебной деятельности учащихся и способствует большей эффективности освоения форм и конструкций иностранного языка.
При формировании лексических навыков, использование графических возможностей компьютера особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе позволяет ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке.
 Внедряю в практику работы задания типа"Вебквест" (wizard. webquests. ch/lms.html)
Цель использования заданий типа "Вебквест":
1. Введение нового материала, отработка материала, закрепление материала (на каком этапе будут использоваться задания такого типа - решает сам учитель).
Данные задания представляют собой Интернет-страницу, где возможно два варианта работы: страница составляется заранее учителем (учитель придумывает и прописывает сам все задания) - это прекрасно подходит для начального этапа обучения. А также можно использовать данный тип ресурса для проектной деятельности, как отчет по пройденной теме (школьники готовят задания сами и проверяют друг друга) - подходит для средней и старшей школы.
По заданию вебквеста школьники делятся на 2-3 группы. Каждой из команд предстоит сделать несколько упражнений. Упражнения могут быть направлены не только на отработку грамматики и лексики, но и на расширение кругозора.
В подготовленном задании темой является "Школа" и служит для повышения общего уровня развития и знаний школьника. (wizard. webquests. ch/lms.html? page=27582)
Для каждой группы 2 задания - на расширение кругозора. Первое задание расширяет кругозор (сравнить). Второе задание - ответы на вопросы.
Школьникам предлагается в качестве вспомогательных ресурсов использовать Интернет (учитель заранее открывает нужные Интернет-страницы).
У меня есть следующие Вебквесты:
                 1.Liechtenstein
                 2. Jahreszeiten                                                                                                                       -6-
                 3.Köln
                 4. die Schweiz
                 5. Umweltschutz
                6.Kalender
                7.Musik
После прохождения курсов повышения квалификации я сразу занялась самообразованием по теме           
« Использование Вебквестов на уроках немецкого языка». С этой целью я провела занятия с имеющимися готовыми Вебквестами, изучила материал в Интернете, ознакомила учащихся с данной технологией, указала Интернет-ресурс- Goethe. Webquest, оформила папку по теме в электронном варианте, с учениками 7 класса попытались самостоятельно создать Вебквест по теме « Цветы», правда в форме презентаций. И у нас это получилось.
Также широко можно применять различные электронные тесты, которые позволяют экономить время, объективно показывают результат, способствуют развитию навыков самооценки и самоконтроля. Для этого я использую Интернет-сайт-de-online.
Широкие возможности в изучении иностранного языка открывает использование интернет-технологий:
работа с немецкоязычными сайтами (de.online)
онлайн-тесты,
международные телекоммуникационные проекты,
переписка со сверстниками из других стран,
работа с аудиокнигами.
Интерес к предмету «Иностранный язык», желание овладеть им, я считаю, зависят в большей степени от того, какая технология используется, как учитель учит и, как учатся у него школьники. Высокоэффективным, творческим, реализующим разнообразные формы развития, воспитания и обучения, на мой взгляд, является именно применение компьютерных технологий на уроках иностранного языка. Чтобы найти самую «свежую» социокультурную информацию и материалы, необходимые для создания презентаций — рисунки, фотографии, карты и т.д., я пользуюсь ресурсами Internet.
Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности..
К средствам и объектам материально-технического обеспечения относятся в том числе и мультимедийные обучающие программы по иностранным языкам, компьютерные словари, игровые компьютерные программы, которые я использую для: работы над языковым материалом; развития основных видов речевой деятельности; построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучающегося.
Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.
 В своей практике я часто использую презентации, которые создала сама.
Любое использование ИКТ в классе приносит пользу только в том случае, если оно функционально. Например, показывая картинки в режиме слайд-шоу (каждый слайд по 1 мин.), я прошу учащихся составить рассказ, вспомнив все виденное. При изучении новых слов показываю картинки на изучаемую лексику в режиме слайд-шоу, а затем               -7-
учащиеся перечисляют слова или записывают их. Это также может быть картинка в дополнение к содержанию учебника по данной тематике, или представляющая тему под другим углом. Это может быть серия картинок, служащая для реконструкции события и устного рассказа или письменного изложения.
 Задав себе вопрос, как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным, я поняла, что успех не только зависит от знания учителем предмета, от общей эрудиции педагога и даже от человеческого обаяния, но и в большей степени от способности на современном этапе преподавания. Необходимо мыслить по-новому, внедрять новые информационные технологии, мультимедийные проекты, Интернет, медиаресурсы, обеспечивающие высокое качество подачи и контроля учебного материала. Хочу также отметить, что визуализация учебного материала –
обучающей среды с наглядным представлением информации, с использованием цвета и звука, воздействуя на эмоциональные и понятийные сферы, способствует более глубокому усвоению языкового материалу.
 Но не все ЭОР являются эффективными для активизации познавательного интереса. Более эффективными ЭОР для решения проблемы являются обучающие компьютерные программы, электронные энциклопедии, словари и справочники, а также тренажёры и электронные образовательные ресурсы.
Интересным и полезным мне представляется использование подкастов «Немецкой волны». Сегодня все большую популярность приобретает видео-подкастинг. Использовав ряд подкастов "Немецкой волны" на уроках иностранного языка, я пришла к выводу, что это не только очень удобно, так как запись можно прослушивать несколько раз во время занятия, но и очень интересно для обучающихся, так аудиофайлы имеют очень хорошее качество, различны по степени сложности подачи аудиоматериала, имеют различную степень длительности звучания. Учитель в своей работе, исходя из поставленной им задачи на уроке, может варьировать применение данных подкастов.
Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка.
Например, при прохождении темы «Квартира» ученики получают задание «сходить» в бюро по продаже недвижимости и «купить» или «снять» квартиру или дом. На адреса агентств можно выйти через сайт "Netzspiegel”. Можно использовать и непосредственно адреса агентств: www.immobilien-angebote.de. Выбирая дом или квартиру, учащиеся должны обосновать свой выбор, ответив на вопросы: где находится дом или квартира, сколько там комнат, сколько этажей, есть ли подвал, гараж, балкон, терраса, сколько стоит дом или квартира.
Учащимся, хорошо владеющим немецким языком, можно дать дополнительно более сложное задание: определить, отличается ли жильё в Германии и в Беларуси, и если отличается, то чем?
На втором этапе работы учащимся необходимо «купить» мебель для одной из комнат, «истратив» определённую сумму, например, 5 000 евро. «Покупки» делаются в виртуальных магазинах.
Презентация результатов происходит в устной форме. Каждая группа рассказывает о выбранной квартире или доме, о купленной мебели, мотивируя свой выбор и давая отчёт о «расходах». На указанных сайтах имеются, как правило, фотографии домов, квартир, мебели. Эти фотографии используются в качестве иллюстраций.
Обучающий компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом. Это и определяет характер используемых упражнений и методических приемов. Наиболее часто применяю следующие:
1.      Задание на заполнение пропусков. Компьютер предлагает учащемуся текст или набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски, используя подсказку в виде русских слов, которые нужно перевести на иностранный       -8-
 язык и употребить в нужной форме. Можно также заполнить пропуски словами или словосочетаниями, выбирая из предложенных компьютером.
2.      Упражнения для самоконтроля владением лексикой. Возможны варианты таких упражнений:
·        компьютер предлагает список слов для перевода;
·        компьютер предлагает соотнести два списка слов (русских и иностранных) и найти эквивалентные пары слов в обоих языках;
·        компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;                                                                    
·        компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От обучаемого требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией.
3.      Компьютерные игры:
“Идём в магазин”. Учащиеся имеют список товаров, которые они хотят купить. Они должны найти соответствующий магазин, войти и купить товары. Учащиеся должны печатать на экране полные ответы на иностранном языке.
“Найди слово”. На экране появляются различные фигура, которых написаны  слова, учащиеся должны найти нужные слова и разместить их в нужном порядке. Рабочий язык программы – иностранный. Разрешены всевозможные комбинации слов, которые появляются на экране после каждой успешной попытки и так далее.
Не менее важным элементом в повышении мотивации изучения иностранного языка в отсутствие носителей языка является создание коротких видеофильмов. Появление цифровых технологий позволяет снимать и монтировать на компьютере фильмы практически каждому человеку. Опыт съемки на уроках показывает, что это мешает учащимся говорить свободно и непринужденно. Можно предположить, что создание коротких видеофильмов-интервью с учащимися на заданную тему (как закрепление) будет прекрасным стимулом в изучении языка. «Репортеры » берут интервью у учащихся школы, а потом показывают их на уроках.
Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка, можно сделать вывод, что мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения, способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету, позволяют индивидуализировать процесс обучения.
Использование компьютера позволяет учащимся облегчить процесс восприятия знаний, не затрачивая большого количества времени на поиск необходимой литературы, а получать информацию из базы данных компьютера и Интернета, работая с электронными обучающими средствами. Этому так же способствует использование CD с программами по немецкому языку. Ученики готовят сообщения, презентации по отдельным темам, проверяют уровень своих знаний по предмету с помощью тестовых программ, используя материалы из вышеперечисленных источников.
При помощи компьютерных версий словарей школьники имеют возможность прослушать правильное произношение слов, узнать, как это слово может употребляться в предложении, увидеть зрительный образ слова при помощи картинки или видео. Компьютеризация учебного процесса является активным элементом при организации обучения иностранным языкам, особенно при работе с одарёнными детьми.                  -9-
 Интернет предлагает неограниченные ресурсы, которые могут быть использованы в урочное и во внеурочное время.                                                                                                               
 В своей работе я использую материалы разных сайтов, но самый востребованный –de.online,где есть все: тексты для чтения, аудирования, грамматика, тесты, онлайн-переводчик, страноведение ит.д.
Мультимедийные средства обучения на уроках иностранного языка на http://refleader.ru/
К средствам мультимедиа можно отнести практически любые средства, способные привнести в обучение и другие виды образовательной деятельности информацию разных видов. В настоящее время в школах широко используются: средства для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, CD-проигрыватели); системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телетайпы, телефонные станции, системы радиосвязи); системы и средства телевидения, радиовещания (теле и радиоприемники, учебное телевидение и радио, DVD-проигрыватели); оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы, эпидиаскопы); полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации (ротапринты, ксероксы, ризографы, системы микрофильмирования); компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры, графопостроители), телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации). В последнее время в школах появились новые средства мультимедиа – интерактивная доска и виртуальные объекты .
Наиболее доступным из мультимедийных средств следует признать так называемый электронный учебник. К сожалению, по ИЯ электронные учебники на сегодняшний день отсутствуют.
В Интернете можно найти большое количество сайтов, разработанных специально для тех, кто изучает иностранный язык. Представленные материалы, можно использовать как на уроке, так и для самостоятельной работы дома. На интернет-сайтах представлены аутентичные аудио и видеоматериалы, тексты для чтения, игры, тесты для учащихся разного возраста с разным уровнем владения языком. Материалы могут быть использованы на любых этапах урока.  Всевозможные развивающие, языковые, юмористические игры помогут детям освоить лексику и грамматику иностранного языка: найти пару слов, подписать картинки, решить кроссворд, заполнить пропуски, разгадать слова, расставить предложения в правильном порядке, раскрасить картинки по инструкции, выбрать правильный ответ на вопрос и так далее. Такая форма работы приучает детей с самого раннего возраста к выполнению различного рода тестов, в том числе и с ограничением по времени. Также можно найти правила с подробными объяснениями и примерами, разноуровневые задания, итоговые тесты. Материалы можно использовать на этапе тренировки  и для контроля знан Часто дети тратят много времени на поиск незнакомых слов в словаре. Эту задачу значительно облегчают он-лайн словари. Огромное достоинство таких словарей –  постоянное обновление и пополнение списка слов.                                                                   -10-
 Для повышения эффективности обучения иностранному языку и организации оперативной консультационной деятельности во внеурочное время я       
создала  персональный блог. Работа с блогом для школьников предполагает творческий подход к выполнению нестандартных заданий (комментирование фотографий, сообщений других учащихся размещение собственных материалов, создание личных страничек , например, ученики 9 класса создали Страничку своего класса в Интернете в рамках изучения программного материала в качестве проектной работы.
Использование электронных ресурсов на уроках немецкого языка.
Как было отмечено выше, использование электронных ресурсов при обучении иностранному языку начальном позволяет осуществить личносто-ориентированное обучение. Использование такого рода ресурсов прекрасно подходит не только для введения материала, но также на этапе его отработки и закрепления.
Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвали огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.
Можно отметить, что, используя электронные ресурсы на уроках немецкого языка, учитель создает все условия для активной деятельности учащихся, для их интеллектуального и психического развития.
Одной из основных задач на начальном этапе обучения учащихся иностранным языкам является формирование грамматической компетенции. На этом этапе значительное количество учебного времени уделяется особенностям грамматической системы изучаемого языка (по возможности в сравнении с родным языком учащихся), а также тренировочным упражнениям, нацеленным на освоение учащимися грамматических категорий. При этом одни категории учащимся знакомы и не вызывают особых трудностей, а другие требуют напряжённой работы учащегося и терпения преподавателя. Объяснение грамматических правил, касающихся тех категорий, которых нет в родном языке учащихся, особенно в том случае, когда невозможно использование языка-посредника, должно быть наглядным и доступным.
Использование интернет – ресурсов на уроках немецкого языка.
Каждая школа имеет компьютерные классы и использует возможности электронных средств обучения на различных уроках.
 Я провожу уроки в кабинете немецкого языка, где имеется 1 компьютер с подключением к локальной сети Интернет. Наиболее актуальным и необходимым является умение работать в сети Интернет.
Интернет может быть использован на уроке немецкого языка для следующих целей:
-  для включения материалов сети в содержание урока;
      - для самостоятельного поиска обучающимися необходимой информации;
      - для ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках;
      - для общения со сверстниками из стран, говорящих на данном языке;
       - для поддержания интереса к предмету.
Хочу представить те сайты, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.
      Сайты, которые можно использовать на уроках немецкого языка, можно разделить на следующие группы:
  - сайты для детей;
        - сайты для подростков;
       - грамматические сайты;
      - сайты по страноведению

Сайты для детей

Самой главной особенностью детских сайтов является их оформление: эти сайты очень красочные, со множеством спецэффектов. Их задача – заинтересовать ребёнка, включить его в познавательную деятельность, предоставить ему полезную информацию и привить необходимые навыки так, чтобы он в процессе не потерял интерес к данному виду деятельности или информации. Такие сайты используют анимацию, игры, видеосюжеты.
Среди детских сайтов наиболее часто я работаю с такими сайтами, как www.kindernetz.de, www.kindersache.de, www.kidsweb.de, http://www.kika.de,.
      Первые три сайта можно использовать на уроках, начиная со второго года обучения. Здесь представлены в основном игры и поделки, но есть и небольшие тексты по интересным темам.
www.kindernetz.de: на этом сайте на стартовой странице даётся несколько текстов с иллюстрациями, с которыми можно поработать. Внизу страницы даются ссылки на следующие темы. Там можно найти не только интересную информацию, но и озвученные анимационные ролики, небольшие фильмы и игры.
www.kindersache.de: этот сайт будет интересен ученикам 6-7 классов. Основной материал - небольшие статьи по различным темам. К обычным темам детских сайтов (игры, поделки, юмор, общение) здесь добавлены такие, как права ребёнка и политика.
www.kidsweb.de: этот сайт предназначен для детей начальной ступени обучения. Здесь можно найти много интересных советов, фотографий и идей для поделок по разным темам, небольшие кроссворды и викторины.
http://www.kika.de:. С ним можно работать с учащимися 5-7 классов. Помимо игр и викторин, здесь представлены различные проекты и возможности: например можно поздравить своего друга с праздником электронной открыткой. На этом сайте представлены небольшие статьи по разным темам, о которых рассказывают различные анимационные персонажи. Небольшие видео сюжеты помогут поддержать интерес к выбранной теме.
http://www.adaxas.net: это – информационный портал. Здесь можно найти ссылки на сайты и их описание по разным темам: компьютер, интересное для детей и подростков, здоровье, культура и искусство, спорт и экономика.

 Стандарты деловой переписки в Германии (как писать правильно письмо, как обратиться к малознакомому человеку: Sehr geehrter Herr…)
- Статьи о Германии: о литературе, этикет, географическое положение и т. д.
-Земли Германии
-Фотоальбом:
-Достопримечательности Германии
- В рубрике « Грамматика»: алфавит немецкий в картинках и стихах для детей; основные правила чтения; теория по темам: глагол, имя существительное, артикль, прилагательное, местоимение, предлоги
- В рубрике « Словарный запас» представлена лексика по алфавиту и по темам: цвета, одежда, месяцы, погода, семья, фрукты, дни недели, праздники ит.д.           -14-
- В рубрике «Leseverstehen» – тексты на немецком языке для чтения. Тексты даны с переводами и к  каждому тексту есть подборка словарного запаса.
- Пословицы.
-Упражнения-на разные грамматические темы.
- Экзамен – об ЕГЭ по немецкому языку.
- Программы по немецкому языку.
-  Сценарий праздника во 2 классе.
-  Структура портфолио учителя.
-  Анализ урока немецкого языка.
-  Грамматика.
- Тексты: Berlin, Zwinger, Berliner Zoo, Goethe  и др.
- Анкеты для обучающихся.
- Презентации, контрольные работы
- Сайты, развивающие знания по немецкому языку.
www.users.skynet. be/bd/pe/de
- Здесь даются всевозможные страноведческие задания “Europäischer Spaziergang” (столицы, флаги, географическое положение, история, культура, гимны и т. д.). Здесь не только Германия, а все страны Европы, задания и все варианты ответов на немецком языке.

Сайты для подростков

Сайты для подростков по сравнению с детскими сайтами содержат больше статей, дают больше возможностей для обмена информацией. Наряду с развлекательной информацией здесь уже появляются и серьёзные темы: политические и культурные события в стране и мире, проблемы, спорт, общение со сверстниками. Наиболее интересными могут быть следующие сайты:
Работать с этими сайтами можно начинать с 7-8 класса.
http://www.kaleidos.de/alltag/: данный сайт содержит наряду с проблемными темами и страноведческую информацию: здесь есть возможность при помощи веб-камеры          -15-
посетить различные города Германии. Интересна информация, касающаяся праздников и традиций, а также информация об интересах сверстников в Германии.
http://www.treffmagazin.de/: здесь представлены статьи по разным темам: хобби, музыкальные течения, путешествия, спорт, юмор. Содержание тем постоянно меняется т.к. данный сайт является электронной версией печатного молодёжного издания.

http://www.sowieso.de/: данная электронная газета для подростков содержит много актуальной информации по следующим темам:  политическая и культурная жизнь мира, новости спорта, новости из Германии, поиск друзей по переписке. После прочтения статьи можно оставить своё мнение о ней или просто посмотреть рейтинг.
http://www.jugendmedien.de/?m=200708: на этой странице можно найти ссылки на различные сайты или на интересные статьи.
http://www.to4ka-treff.de/:  это – немецко - русский  молодёжный портал. Здесь представлены различные актуальные темы и проекты. Данный портал работает и на немецком, и на русском языках.
Для учащихся старшего звена обучения можно порекомендовать сайт www.jugendpresse.de.  На этом сайте представлено много статей по разным темам, ссылки на другие сайты и источники, новости регионов, молодёжные проекты, проблемы образования и поиска работы, т.е. все те темы, которые пользуются интересом среди молодёжи.

Сайты по грамматике

Сначала остановимся на немецкоязычных сайтах.
Самым интересным, с моей точки зрения, является сайт http://www.ralf-kinas.de/.
Данный сайт предоставляет разнообразные упражнения на отработку различных аспектов грамматики. Здесь представлены как небольшие тесты (15 вопросов), так и задания повышенной сложности (текст с пропусками слов).  На этом сайте можно найти также тесты по страноведению и зарегистрироваться для поиска партнёра по переписке. Работать с данным сайтом лучше начинать с 7 класса т.к. для  учащихся младших классов могут возникнуть трудности с пониманием слов.
Следующий сайт, дающий возможность поработать над  отработкой и практическим применением знаний по определённым темам, является сайт http://people.colgate.edu/dhoffmann/text/Grammatik200/.  Здесь даются упражнения по конкретным грамматическим темам. Упражнения – небольшие по своему объёму, что позволяет использовать их на уроке в качестве закрепления материала или проверки понимания той или иной темы.
Сайт http://www.hueber.de/deutsch-als-fremdsprache/ будет интересен учителям с той точки зрения, что здесь можно найти много материалов для учителей, в том числе и тесты разного уровня сложности для распечатки.
Для того чтобы проверить уровень подготовки учащихся среднего и старшего звена, можно воспользоваться материалами  таких сайтов, как  www.deutsch-lernen.com/virtual/e_test_kurz.htmwww.goethe.de/cgi-bin/einstufungstest/einstufungstest.pl. Это - общеязыковые тесты. С первым сайтом можно работать   уже в 8-9 классах. Тест на втором сайте  - достаточно сложный, поэтому с ним можно работать в старшей школе.
Из сайтов, созданных русскоязычными  специалистами,  следует отметить такие, как http://www.studygerman.ru/online/phrasebook/ и http://grammade.ru/index.php. Основной отличительной особенностью наших сайтов является то, что,  помимо тестовых заданий, на них представлен  также материал по грамматике, который  даёт возможность повторить необходимое правило перед выполнением упражнений. Кроме того здесь можно найти тексты с заданиями и небольшие диалоги по разным темам.                                            -16-
Иногда бывает необходимо сделать упражнение по конкретной теме: закрепить изученную лексику, отработать пройденное правило или проверить навыки работы учащихся по определённым грамматическим темам. В этих случаях можно сделать тесты, кроссворды или тексты с пропусками слов самому. Такую возможность нам предлагают  программа Hot Potatoes http://hotpot.uvic.ca и программа «Übungen selbstgemacht» на сайте института им. Гёте http://www.goethe.de/z/50/uebungen

    С  программой Hot Potatoes  можно работать и без использования Интернета: её нужно просто скачать и установить на своем компьютере. Для работы этой программы в полном объёме необходимо зарегистрироваться в Интернете, пройдя по ссылкам. Данная программа поможет составить кроссворд с необходимыми словами, тесты на отработку лексики или грамматики по нужной теме, пропуск в тексте определённых слов.
Программа Гёте-института «Übungen selbstgemacht» предполагает быструю подготовку упражнений по работе с текстом. Благодаря этой программе можно загрузить необходимый текст и  сделать из него такие упражнения, как  текст с пропусками слов, поиск правильного названия для отдельных отрывков или расположение частей текста в нужном порядке.

Сайты по страноведению

В настоящее время в Интернете представлено огромное количество страноведческой информации. Такую информацию можно найти как на немецкоязычных, так и на отечественных сайтах. Следует отметить, что отдельную информацию можно найти и на сайтах, приведённых выше. Но такие сайты, как  http://www.derweg.org/,   http://www.dw-world.de, http://bestedeutschlehrerin.narod.ru/DeutschlandWebcam.htmhttp://www.klick-an.hagemann.de, http://deutsch.passivhaus-info.orghttp://www.franklang.ru  посвящены именно Германии, её культуре, событиям и достопримечательностям. На сайтах http://www.derweg.org/, http://www.dw-world.de, http://www.klick-an.hagemann.de можно найти актуальную информацию о политической и культурной жизни Германии,  посмотреть видео ролики на разные темы, больше узнать про федеральные земли и их достопримечательности. Ссылки на сайты федеральных земель Германии даются и на отечественном сайте  http://deutsch.passivhaus-info.org. Здесь можно найти и другую полезную информацию по разным темам (грамматика, история). 
 http://bestedeutschlehrerin.narod.ru/DeutschlandWebcam.htm: на данном сайте можно при помощи веб-камеры посетить различные города Германии. Кроме того видеосюжеты выложены и на сайте http://www.kaleidos.de в разделе Webcams und City-Infos.
Учащимся могут быть предложены следующие задания для самостоятельной работы в Интернете:
1.      выполнение заданного объёма on-line упражнений (например, даётся ссылка на сайт http://www.ralf-kinas.de/ и предлагается выполнить конкретное упражнение по теме);
2.      поиск упражнений по теме занятия на заданном учителем сайте;
3.      обзор ресурсов упражнений по теме (можно и без ориентировки учителя).
Кроме того учащиеся самостоятельно или по заданию учителя могут:
·        поработать с неадаптированными текстами по теме (статьи на страноведческих сайтах или на сайте Гёте-института);
·        самостоятельно составить текст с пропусками на сайте http://www.goethe.de/z/50/uebungen;
·        подготовиться или самим подготовить задания для викторины;               -17-
·        поработать над произношением (на таких сайтах, как http://www.franklang.ru, http://www.dw-world.dе, http://www.kaleidos.de, а также на сайте Гёте-института есть аудио тексты или видео материалы);
·        улучшить свои знания по страноведению (например, ученикам при прохождении темы «Федеральные земли Германии» мной было предложено поработать в Интернете с мозаиками http://www.schulalltage.de/html/bundeslaender.html http://www.joeclever.de/kartenspiel2.html


и таким образом закрепить названия земель Германии и их столицы).
Сайт http://festival.1september.ru также содержит информацию об учебных пособиях, информативные статьи и методические материалы. На этом сайте можно найти готовые разработки уроков практически по любой теме.
    Интернет предоставляет очень много дополнительных возможностей для изучения и преподавания немецкого языка.
Для обучающихся:
-  работа с оригинальными текстами;
-  интересные материалы;
- возможность самостоятельного поиска необходимой информации;
-  возможность работы с аудио и видео материалами;
- возможность самостоятельного контроля своих знаний;
Для обучающихся это:
-  работа с оригинальными текстами;
- интересные материалы;
- возможность самостоятельного поиска необходимой информации;
- возможность работы с аудио и видео материалами;
- возможность самостоятельного контроля своих знаний;
Всемирная сеть, электронные образовательные ресурсы могут стать хорошим подспорьем как учителю, так и ученику.  Интернет на уроке вносит разнообразие в учебный процесс.
Его использование усиливает мотивацию к изучению ИЯ.
    Я ещё раз хотела бы отметить преимущества использования ИКТ при обучении иностранному языку. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле        -18-
знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, досуговой (игровой) среды.
В своей практике применения средств ИКТ я столкнулась со следующими проблемами:
не смотря на достаточное количество электронных пособий, сложно отобрать материал по изучаемой тематике;
сложно заранее спланировать, на каких уроках будут применяться ИКТ;
ограниченность в использовании видеороликов, статей из немецкоязычных изданий из-за слабой подготовки обучающихся;
недостаток знаний в сфере информационных технологий у обучающихся;
необходимость дополнительных знаний о различных компьютерных программах, то есть повышение уровня знаний преподавателя как пользователя.
Таким образом, использование ИКТ позволяет мне:
осуществить задуманное, сделать урок современным, по-настоящему развивающим и познавательным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения также влияет на рост профессиональной компетентности учителя, способствует значительному повышению качества образования.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.



Список использованных источников

                 1. Владимирова, Л. П. Интернет на уроках иностранного языка/
                  Л.П. Владимирова// ИЯШ. – 2002. №3,- с. 33-41.
2. Карамышева, Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (В вопросах и ответах)/ Л. П. Карамышева// СПБ. - 2001.
3. Карпов, А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка/А.С. Карпов// ИЯШ. - 2002. №4,- с. 73-78.
4.      Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе/Е. Д. Нелунова// Якутск. - 2006.
                 7. http://festival.1september.ru
                 8. http://www.openclass.ru
                 9.Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и её возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4, 2008.


Комментариев нет:

Отправить комментарий