Добрый день и добрый час! Рада в блоге видеть Вас!
Заходите и читайте. Комментарии оставляйте!

17.03.2018

                     Мастер-класс «Использование эффективных образовательных технологий на различных этапах урока в начальных классах»                 
                          Ход мастер-класса
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Цель этапа: организация внимания участников, мотивация на работу
Педагогическая задача: подготовить участников к работе
Педагогическое кредо:
« Считаю, что основной целью обучения ИЯ является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранными языками.
    В современном мире в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. И нам, учителям, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания немецкого языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.
      Я считаю, что одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
        Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения немецкому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Свою задачу вижу в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбираю такие методы, приемы и формы обучения, которые позволяют каждому проявить свою активность, креативность, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранному языку. Реализовать это позволяют эффективные образовательные технологии, формы и методы, которые я активно использую на своих уроках.
Цели и задачи мастер-класса.
Цель сегодняшнего занятия- познакомить  с эффективными формами и методамиработы для повышения качества иноязычного общения на уроках немецкого языка.
Задачи:

 1) Показать возможности применения различных методов и приемов в режиме эффективных образовательных технологий                                                                                          
2)     Презентовать педагогический опыт по повышению иноязычного общения на уроках немецкого языка и во внеурочное время
3)     Отработать методические приемы через вовлечение участников мастер-класса в совместную работу
4)     Создать условия для самореализации и творческой активности участников
Методы и приемы:  коммуникативные приемы обучения иностранному языку,интерактивные методы, использование песенного материала, ИКТ
Оборудование: видео-аудиозаписизапись, мультимедийные презентации , РМ ( игры)
Форма проведения:      Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

II.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I.Презентация «Использование эффективных образовательных технологий на различных этапах урока в начальных классах»
Цель: знакомство участников с системой работы по теме мастер-класса
В начале своей педагогической деятельности я поставила перед собой такие вопросы:
1.     Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого до последнего урока?
2.     Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
3.     Как сделать так, чтобы учиться было интересно?
4.     Чему нужно обучать на уроках иностранного языка?
Идея опыта состоит в том, чтобы развивать коммуникативную компетенцию
учащихся школы через использование различных методов и технологий обучения т.е. умения самостоятельно приобретать знания, практически их применять, индивидуализировать обучение и повышать познавательную активность и мотивацию учения у учащихся.
Какие же эффективные технологии я использую?
Для  повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков немецкого языка  использую следующие современные образовательные технологии:
* Технология использования в обучении игровых методов.
*  Информационно- коммуникативные технологии.
* Технология проектной деятельности.
* Технология модельного  обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа:  урок-игра, урок-праздник.                                                                                                                               
* Технология коммуникативного обучения
* Здоровьесберегающие образовательные технологии.
* Технология дифференцированного подхода в обучении.
* Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа).
* Автономное обучение- обучение по станциям.
* Использование песенного материала.
Игровые технологии
Младшие школьники познают язык через игру – произнося звуки, пытаясь складывать из них новые слова, отгадывая названия предметов на картинках, повторяя за взрослыми стихи и разучивая песенки.
Овладение языком через игру – один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой иностранного языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Игры я провожу на всех этапах обучения немецкому языку. Игровые технологии, как известно повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.Главное при проведении игры - создать доброжелательную атмо­сферу и ситуацию успеха для учащихся.
Примеры игр:
1.     Игра «Memory” („Найди пару“)
Учитель показывает большую (маленькую) букву, учащиеся — ее пару.
Более сложный вариант — учитель называет букву. Учащиеся показывают ее.
Игра «Запретное число»
Речевая задачатренировать учащихся в счете.
Дети стоят в кругу и считают по очереди, но некоторые числа могут быть «за­претными», например, четные числа, или числи­тельные, которые делятся на «3». Учащие­ся по очереди считают, вместо «запретно­го» числа ученик хлопает в ладоши.
Игра проводится в быстром темпе, учи­тель может при счете отбивать ритм. Если кто-то ошибается, выбывает из игры. Побеждает ученик, оставшийся послед­ним.
Игра «Tiere («Животные»)                                                                                                  
Речевая задача: тренировать учащихся в названии различных животных, в употреб­лении личных местоимений.
Учащиеся стоят в кругу. Каждый участ­ник с рисунком животного или держит в руках игрушку. Дети по очереди называют животное соседа справа и свое животное.
Игра «Передай вопрос».
Для этой игры понадобится мяч.
Задача данной игры – развитие навыков устной речи.
Учитель передает мяч ученику и задает вопрос. Ученик, ответив на вопрос, передает мяч другому ученику со своим вопросом и т д.
Учитель передает мяч ученику и задает вопрос. Ученик, ответив на вопрос, передает мяч другому ученику со своим вопросом, и т д.
Игра «Снежный ком».
Эта игра помогает ученикам быстро запоминать НЛЕ. Первый ученик называет слово, второй повторяет слово первого, третий – слово первого, второго, свое и т д. При необходимости слова переводим на русский язык.
Игра «Поезд»
Задача данной игры – отработка глаголов
Дети выстраиваются друг за другом, как вагоны поезда, двигаются по классу, при этом отрабатывают в речи глаголы и выполняют соответствующие движения,
3. Игра «Зашифрованные слова».
Учитель заранее заготавливает карточки для каждого ученика, где цифрами (каждой цифре соответствует определённая буква немецкого алфавита) зашифрованы слова. Ученики,  расшифровав по алфавитной таблице свой вопрос, дают на него ответ, например:
23, 9,5                                    8, 5, 9, 19, 20                                       4, 21?
Wie                                      heisst                                                     du?

23, 15, 8, 5, 18                     11, 15, 13, 13, 19, 20                             4, 21?
Woher                                  kommst                                                du?

23, 9, 5                                1, 12, 20              2, 9, 19, 20                          4, 21?
Wie                                      alt                        bist                                      du?

9, 19, 20                             4, 5, 9, 14, 5        6, 1, 13, 9, 12, 9, 5                  7, 18, 15, 19?
Ist                                       deine                     Familie                                     gros?

Игра «Голова, плечи»
/ЛЕ, части тела, физминутка/
/ Называем части тела, дотрагиваемся до них 2 руками, повторяя несколько раз. Двигаются дальше. /
Игра «Wie heisst du
( дети, взявшись за руки, образуют 2 круга: внешний и внутренний. Двигаются по кругу, причем один круг движется по часовой, другой- против. Через 10 секунд учитель говорит„STOP“.Дети останавливаются, и ученик с внешнего круга обращается к стоящему напротив него ученику из внутреннего круга:„ Ich heisse Oleg. Wie heisst du?“ Ich heisse… .
Игра на усвоение профессий. 
А) Каждому даём карточку с названием профессий. Говорят друг другу: Ich bin Maler. Спрашивают потом: Was bist du von Beruf?
Б) "Журналисты”. Задание: Собрать информацию о себе, о друге, о классе. У ,,журналиста”- блокнот. Вопросы обговариваются заранее или даются опоры. Информация записывается. ,,Кто запишет больше фраз?”
Интерактивные методы
На своих уроках я активно внедряю интерактивные методы обучения. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и дуг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Чаще всего я использую методы на создание благоприятной атмосферы, организации коммуникации:
1.     « Аллитерация имени»
2.     « Прогноз погоды»
3.     « Заверши фразу»                                                                                                         
4.     « Аквариум»-форма диалога, когда ученикам предлагается обсудить проблему. Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Все остальные ученики выступают в роли зрителей.
Метод « Аллитерация имени»
( означает « при букве к букве) –дополнительная характеристика к имени участников взаимодействия на ту же букву, с которой начинается имя.
Ученик сначала представляет себя, следующий-предыдущего, называя его аллитерацию имени, затем себя.
Метод « Прогноз погоды»
Каждый ребенок фиксирует свое эмоциональное состояние на данный момент через « Прогноз погоды», т.е. рассказывает о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние, какому времени года соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо? Есть ли осадки, какое время суток. После высказывания учеников, учитель тоже описывает свое эмоциональное, душевное состояние.
W-FRAGEN
Ученики задают вопросы друг другу, которые начинаются на букву„ W“, z.B.
- Wo wohnst du?
-Wie ist deine Familie?
- Woher kommst du?
- Was machst du gern?
- Wie bist du?   usw
.
Метод «Жокей и лошади»
/ класс  делится на 2 группы :«жокеев»и«лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Метод «Волшебное зеркальце»
/ этап - речевая  зарядка, закрепление лексики /
/ Учащимся дается зеркальце, посмотрев в которое, он должен сказать, кто он, какой он и т.д. Зеркальце передается по очереди каждому
ученику /
SpielSonne, Mond und Stern
/активизация лексики/                                                                                        
Надо 3 стула.
Учитель садится в центр, говорит :„ Ich bin die Sonne. Wer kommt zu mir?“Один ученик говорит: „ Ich bin die Strahle“, второй ученик: „ Ich bin der Stern“. Учитель выбирает:“Ich nehme die Strahle“. Тот, кто остается, продолжает игру.          
                                                                                                                                                                                                     
Игра «Wie heisst du
( дети, взявшись за руки, образуют 2 круга: внешний и внутренний. Двигаются по кругу, причем один круг движется по часовой, другой- против. Через 10 секунд учитель говорит„STOP“.Дети останавливаются, и ученик с внешнего круга обращается к стоящему напротив него ученику из внутреннего круга:„ Ich heisse Oleg. Wie heisst du?“ Ich heisse… .
SPRACHSPIELEN
Цель :Развитие   иноязычной  коммуникативной компетенции в изучении немецкого    языка посредством использования  игровых технологий.
Sprachspielen ( коммуникативные игры применяю на этапе закрепления, повторения)
* «Michael 1,2,3,4…» ( этап закрепления числительных)
* „ Mond, Sonne, Strahlen“ ( этап  закрепления, повторения лексики)
*„ Волшебное зеркальце»( организационный этап, этап закрепления лексики по теме „ Wie bist du?“
Виды игр: 1. Игры на усвоение лексики
- « Домино»
« Лото»
- « Волшебный круг»
- Игра « Домино»
Тема: « Дни недели»
Donnerstag                      MO
Montag                              SO
Sonntag                             DI
Dienstag                            SA
Mittwoch                          FR
Freitag                              DO                                                                                                     
- « Дни недели»
1.
Расшифруй
oangMt                                    raegitF                                                                                        
oangnteDr                             iotcthMw
oangntS                                 aamgstS                                                                                              
iaegnDst                                                                                                                                           
а. Скажи комплимент
/используя РО  „ Du bist klug“.          Можно в 3 лице „ Anna ist klug“/
б. Снежный ком
 - Любимые дела / РО „ Ich tanze gern. Und du?“
 - Счет  / интерпретация известной игры со стульями , десятки)
- Грамматические игры
Игра « Домино»/ сильные глаголы/
fährt    das Auto                          Die Eltern                                                                                                 fahren nach Berlin                            Ich
fahre mit dem Auto                           Ihr
fahrt aus Minsk                                  Du
fährst mit dem Vater                         Wir
-
Игра « Домино»  / тренажер глагола „sein“/
ist jung                                           die Eltern
sind lustig                                      Ich
bin klein                                         Ihr
seid traurig                                    Du
bist gross                                        Wir
sind klug                                        Tom
-Игры для развития НВ и УМ аудирования и говорения:
- «Волшебное зеркальце»
- « Карусель»                                                                                                                                
- «Интервью»
- «Голова, плечи»
- « Жокей и лошади»
- «Комплимент»
- «
Wieheisstdu
- «Снежный ком»                                                                                                                     
- «
Kartenaustausch
- „
W-Fragen

Технология коммуникативного обучения направлена на формирование коммуникативной компетентности учащихся, которая является базовой,                   необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.    
Коммуникативные методы обучения
1.Автономное обучение  как ступень проектной деятельности
Автономное обучение на данный момент является достаточно "популярным" (в лучшем значении этого слова) течением в методике преподавания в том числе и иностранного языка за рубежом.
Обучение по станциям – немецкая мотивационная методика К.Рауер, применяется при итоговом контроле.
Используюприизучениитем «Essen“, „ Tiere“, „ Jahreszeiten“,  „ Geburtstag“, „ das Haus“, „die Wohnung“.    Работа ведется в группах .
Алгоритм работы  следующий:
Station
Aufgaben

Ergebnis
1.     Lexik
Kreuzworträtsel.
Macht die Sätze komplett!

2.     Grammatik
Testarbeit

3.     Relaxpause
das Lied singen und tanzen

4.     Lesen
Text mit den Аufgaben

5.     Schreiben
Lückentext

Преимущества:
·         ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем темпе;
·         задания имеют различную степень сложности;                                                                                                                                                                                            
      на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль;
задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом;
·         развивается чувство самоконтроля, ответственности;                                                    
·         постоянная сменяемость учебных и социальных форм вносит разрядку, страхует от усталости:
·         учитель не контролер, а помощник и координатор;
·         возможность работать с листом ответов освобождает социально неадаптированных детей от смущения и нервозности.
Технология обучения чтению
Кооперативное чтение –
обучение  чтению с выходом на устную речь.
 - Работа в группах по  4 человека
Читаем абзац текста, выполняем задания.
1 уч-ся -объяснить слова, словосочетания
 2 уч-ся –задать вопросы по прочитанному
3 уч-ся – перессказать абзац
4 уч-ся предположить, продолжить текст.
Далее анологично  работа с 2 абзацам и т.д.
Kartenaustausch
/ обмен карточками с вопросами/ . Этап урока-речевая зарядка, закрепление                                   
Тема: « Распорядок дня»
В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминировании активности учащихся в процессе обучения.
Информационно-коммуникативные технологии.
В своей педагогической практике я широко использую презентации. Красочно оформленные презентации вызывают большой интерес на начальном этапе                    
обучения. Презентации решают проблему использования наглядного материала. Применяю в практике презентаций на различных этапах работы (введение новой лексики или объяснение грамматического материала, обобщение знаний по изученной теме).
Презентации выступают в качестве интерактивного учебного пособия.                          
С помощью электронных презентаций можно успешно тренировать навыки и умения восприятия на слух иноязычной речи. При прослушивании текстов, репортажей, диалогов, поэзии, песен происходит активное усвоение лексических единиц языка и его грамматической структуры, развивается логическое мышление.
Использование электронного тренажера позволяет не только запоминать лексику и отдельные фразы, но также моделирует ситуации общения, тем самым способствует       10 развитию диалогической речи.
Для грамматики я эффективно использую интерактивные тренажеры. Многие ученики сбрасывают их на свои USB и с удовольствием тренируются дома самостоятельно.
Создала тренажеры с модальными глаголами, также с глаголами «haben“,
 „ sein“, „essen“, „heissen“.
Также я использую тренажеры для усвоения и совершенствования лексических единиц, например, тренажер   « Цвет» для 3 класса, тренажер по теме «Качества» для 4 класса, по теме» Зима»-для 4 класса, по теме « Семья» -для 4 класса,  « Овощи», «Фрукты» - 3 класс,                                                                                                         «Животные»-3 класс, также тренажеры  « Счет» -для 3 класса и др. Хочу отметить, что перечисленные тренажеры я создала сама на основе шаблона.
Для повышения эффективности обучения иностранному языку и организации оперативной консультационной деятельности во внеурочное время я  создала  персональный блог. Работа с блогом для школьников предполагает творческий подход к выполнению нестандартных заданий, просмотр видеороликов, прослушивание песенки.  Использую электронные образовательные ресурсы по немецкому языку:
1. «Разноцветный немецкий активно», или «Buntes Deutsch aktiv“_ 3 класс
2. «Разноцветный немецкий активно», Раздел « О школе» или «Buntes Deutsch aktiv“ 4 класс, 2016
3.Детская обучающая программа « Немецкий для детей» ( немецкий алфавит)
Использование видеороликов с последующим их обсуждением позволяет воспринимать аутентичную речь, расширять словарный запас, запоминать конструкции предложений, характерных для живой, разговорной речи.
Хочу представить видеоролики, которые я чаще всего использую на уроках немецкого языка:                                                                                                                                         
1.Ich bin ich, und du bist du…
2. Ich bin Rita
3. Ich habe 10 Finger                                                                                                                   
4. Ich bin cool!
5. Guten Tag, Hallo! Wie gehts..
6. ABC
7.  Zahl
8.  Wochentage
9. Farben                                                                                                                                       
Создан объединенный каталог мультимедийной продукции по темам, аудио и видео.
Проектная методика.
Учащиеся начальных классов выполняют проекты индивидуально, в связи с тем, что у них еще недостаточно развиты навыки социализации и общения.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со словарем, , искать фотографии и рисунки. В основном большинство проектов выполняются моими учениками в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения я оцениваю усвоение учащимися определенного учебного материала. Примером таких работ могут служить проекты, которые мы делали с учащимися 3-4 классов:“Meine Familie”, “Möbel im Zimmer”, “Essen”, , “Jahreszeiten”, „ Mein Traumhaus“ и другие.
Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности принадлежит нестандартным формам урока ( например, урок-праздник в 4 классе по теме « День рождения» -обобщающий урок, урок-игра в 3 классе в конце 1 четверти.
Хотелось бы поделиться практическим опытом сочетания урочной и внеклассной работы по предмету. Например, после изучения алфавита в
 3 классе в конце 1 четверти, я провожу утренник ABC- Fest. Дети читают стихи, поют песни об алфавите, играют, участвуют в конкурсах.

Один из эффективных приемов обучения – использование песенных материалов на уроках немецкого языка.12
Я на каждом уроке использую песню в качестве физкультминутки, для введения в атмосферу иноязычного общения. Кроме того, у меня есть грамматические, лексические песни, песни по определенным темам, например, „Weihnachtslieder“, „ Das Lieblingsfach“, „ Flummilied
 / Körperteile/ и другие.                                                
  Создан электронный сборник „ deutsche Lieder“, каталог песенного материала, видео к урокам, который активно применяю на различных этапах урока.
Песня на уроках немецкого языка не только формирует коммуникативную компетенцию учащихся, но и активизирует познавательный интерес к предмету. Использование музыкального материала на уроках усиливает мотивацию, создает благоприятный психологический климат на уроке, повышает эффективность учебной деятельности
 учащихся.
Песенный материал помогает лучшему усвоению и расширению лексического запаса. Песня на уроке, кроме того, является одним с эффективных средств закрепления и запоминания грамматического материала. Песенное произношение содействует выработке навыков правильного произношения, даёт возможность практиковаться одновременно всем ученикам класса.
В международной методике вопросу использования песен при обучении иностранным языкам уделяется большое внимание.
Уве Кинд – известный немецкий автор популярных методик изучения языка экспресс-методами. Его учебные песни можно использовать очень активно на всех этапах урока.
Я использую песню на уроке немецкого языка:
1.С целью введения учащихся в атмосферу иноязычного общения можно начинать урок с пассивного прослушивания песни. Полное понимание текста не обязательно, можно обсудить лишь эмоции, вызванные мелодией.
2.Песня является хорошим сопровождением физкультминутки. Можно использовать ритмичную или медленную, спокойную мелодию с целью снятия напряжения на определенном этапе урока. К тому же лексические единицы запоминаются гораздо быстрее, можно сопровождать движениями.
3.Песня является хорошим аудиоматериалом, который лежит в основе целого урока, ведь песня является самым легкодоступным аутентичным текстом, содержащим целый ряд грамматических явлений и лексических единиц, и, одновременно стимулирует говорение.
До пения текста дети должны ознакомиться с новой лексикой.                               
В качестве заданий во время прослушивания песни я активно использую следующие установки:
- проговаривать ритмически рифмовки под музыку. В процессе проговаривания речевых структур рекомендую прихлопывать и притопывать в такт музыки;
- петь песню и повторять движения;                                                                            
- можно провести конкурс на лучшее чтение текста песни;                                     
- спеть песню: можно одновременно с записью исполнителя; под фонограмму с опорой на текст, но самостоятельно, без опоры на текст;
- диктанты (записать отрывок куплета, закончить его по памяти в рифму или с незначительными изменениями; слушать незнакомую песню и записывать слова);          
На своих уроках в начальном звене я использую песни в качестве фонетических упражнений. Например, детская песенка „Didel“ дает возможность отработать произношение  [di:] и особенно звука [l], а также повторить долгие и краткие гласные.
Для запоминания немецких имён. использую в 3 классе следующую песенку:
Anna, Ada, Helga,Hans, Dieter, Uli, Petra, Franz,
Toni, Lothar, Monika, Grete und Veronika.
Предлагаю учащимся выписать женские и мужские имена, закрепляя при этом навыки письма.
Грамматические песни служат для закрепления конкретного грамматического материала. Например, для введения и закрепления темы «Предлоги, требующие Дательного падежа», я использую песенку:Wo ist Mutti?”
Разучивание и исполнение коротких песенок с частыми повторами закрепляют правильную  артикуляцию и произношение звуков, правилы ударения. Песни знакомят детей с форматом приветствия на иностранном языке, помогают легче запомнить, как нужно представиться собеседнику при встрече и спросить его имя. Для этого я применяю песенку “GutenTag! Hallo! Wie gehts?“. Этой песенкой начинаю урок в 3 классе. Учащиеся не только поют, но и жестикулируют. Дальше проводится работа с применением речевых образцов, разыгрывается диалог “Знакомство”, проводится игра, где ученики выступают в роли учителя и задают аналогичные вопросы классу.
Чтение под музыку, т.е. пение, очень эффективно. Пропевая песню, учащиеся многократно усваивают произношение и правила чтения.Более того, чтение под музыку даёт положительные эмоции, приносит наслаждение и не является тяжелым заданием. Песни диалогического характера мы исценируем, поем индивидуально, дуэтом, хором.
           По теме “Расписание уроков” в 4 классе для запоминания школьных предметов я использую песню „Was ist denn dein Lieblingsfach?“
С помощью песни Ich bin cool“ в 3,4 классах можно закреплять прилагательные. Песня звучит в стиле рэп, медленный ритм, многократное повторение – всё это способствует быстрому запоминанию лексических единиц. Для закрепления лексики использую работу в парах, по вариантам. Можно провести беседу, задавая                   
вопросы: wie ist Logo? Wie bist du?, игру « Комплимент». Кроме того, в этой песенке повторяется грамматика (глагол sein в 1 и 2 лице единственного числа).                           
Использование песни Heute lerne ich nicht“ в 4 классе помогает закрепить лексику по теме “Дни недели”, а также автоматически отработать грамматический материал “Предлог am перед днями недели». На основе песни для контроля можно применять игры. Например, «Качели» (один ученик или группа поет первый куплет, другой ученик – другой куплет
и т.д.), игра «Собери бусинки» (учащиеся получают карточки, на каждой написано по одному слову, из них надо сложить строку или куплет песни), игра «Прятки» (учащиеся получают тексты песни. В каждом предложении «спрятаны» одно или два слова. Их надо вспомнить и записать. Для более быстрого темпа работы использую мультимедийный проектор, где учащиеся видят текст на экране с пропущенными словами. Их задача – записать правильно эти слова в тетради).
Обучение говорению при помощи песни – это путь от многократного повторения готового речевого образца к его восприятию. Например, при помощи музыкального видеоролика Hallo, ich bin Rita”, учащиеся отрабатывают диалогическую речь, запоминая речевые образцы, тренируются в запоминании числительных.
При закреплении учебного материала по теме “Числительные” использую песенку, сопровождая презентацией “1,2 Polizei“ , видеопесенку “Zahlen“.
Для запоминания слов благодарности на уроках немецкого языка использую песенку “Vielen Dank” .
Для запоминания немецкого алфавита даёт хороший результат алфавитная песенка “Das ABC-Lied”.
Для усвоения лексики по теме “Части тела”, я использую песни “Flummilied”, “Brüderchen, komm, tanzt mit mir!”, “Ich habe zehn Finger“.
Эти песенки, видео к ним я использую также в качестве здоровьесберегающей технологии, как музыкально-танцевальную разминку в середине урока.
Доброй традицией стало поздравление именниников песней на немецком языке “Zum Geburtstag viel Glück!”.
Активно использую на уроках музыкальное видео.
Я создала каталог песенного материала, видео к урокам, который активно применяю на различных этапах урока.
Физкультминутки
Учащиеся начальных классов не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Учитывая потребности в движении учащихся начального звена, на своих уроках я провожу две физкультминутки:                          
для развития мышечной активности и зрительную гимнастику, стараюсь во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы). Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.                                                                                                                            
Примеры физкультминуток:
2) Для проведения физкультминутки я в своей работе использую песни.
Дети с удовольствием выполняют движения и исполняют песню.
3) Для снятия усталости глаз провожу специальные электронные физкультминутки
 ( например « Танец маленьких утят»), «Wir tanzen in den grünen Gras“,
 Flummilied“.
Все используемые методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную мотивацию учащихся, т.е. заинтересованность в изучении немецкого языка.
Технология обучения в сотрудничестве – реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
III. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА
Цель этапа: проведение занятия с участниками с использованием различных приемов-Педагогическая задача: установить степень усвоения участниками представленного материала, умения практически использовать изученные приемы ( мастер предлагает участникам выступить в роли учеников, просит выполнить задания по теме )
1.     Коммуникативные игры
- Игра„ Wo ist die Gegenteil“ (« Где пара»)- ( счет )
                     - Игра «Зашифрованные слова ( вопросы)»- (алфавит)                                                   
-         Michael eins…“ (счет)
-         « Жокей и лошади» (говорение)
-         Der Stundenplan (говорение)
-         Ich bin cool“ (закрепление лексики)
-         Автономное обучение « Времена года»
-         Кооперативное обучение / работа с текстом/                                              
-         Физминутка «Wir tanzen in den grünen Gras“
-         Фрагмент урока с использованием песни „ Was ist denn dein Lieblingsfach
-         Песенка в конце занятия «Ich und du , du und ich»

IY.   МОДЕЛИРОВАНИЕ

Цель этапа: организация самостоятельной работы участников по разработке урока в режиме технологий мастера
Педагогическая задача: представить полученные результаты работы участников мастер-класса.

Y.РЕФЛЕКСИЯ

Цель этапа: осознание значимости результатов деятельности ( мастер предлагает провести самоанализ работы) или использовать
метод « Заверши фразу» ( наглядность на немецком языке )
Мне очень приятно было общаться с вами, уважаемые коллеги. Предложенный мной опыт на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке.
Давайте подведем итог нашего Мастер-класса.
Метод « Заверши фразу».                                                                                      
                                                                             
   ПРИЛОЖЕНИЕ 1
        
Игра как средство формирования лексических навыков у младших
школьников)
Игра как «особо организационное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» позволяет успешно решать важные методические и психологические задачи, такие как:
- создание психологической готовности детей к речевой деятельности, общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи;
- снятие усталости и напряженности.
Таким образом, игровая форма занятий помогает младшим школьникам избежать дополнительной нагрузки и создает условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближающейся к естественной.
Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации  их проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т. д.
С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развить наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Все виды учебных игр имеют большое значение в обучении иностранному языку младших школьников, преследуют определенные цели и могут использоваться на разных этапах усвоения языковых знаний и формирования речевых умений и навыков.
Лексические игры помогают запомнить лексические единицы, тренируют учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, развивают речевую реакцию учащихся, знакомят их с сочетаемостью слов, то есть способствуют формированию прочных лексических навыков.
Ниже приведены некоторые игровые приемы, использованные нами для ознакомления/презентации, первичной активизации и тренировки тематической лексики.
"Кто правильно соединит?"
Вводимые лексические единицы: Tennis spielen, Schi laufen......
Наглядные средства: карточки
Ход игры: учащиеся получают листы бумаги с расставленными в определенной последовательности точками. Соединив точки от 1 до 20 и нарисовав контур, они могут определить предмет, изображенный на картинке. Затем учитель переводит слово, и учащиеся повторяют вслед за ним.
4.1 Этап первичной активизации и тренировки
1. «Догадайся»
Наглядные средства: картинки, учебная доска (стол).
Ход игры: на доске (столе) расставляются (раскладываются) картинки с изображениями спортивных состязаний, сооружений. Учитель называет слово на немецком языке, а учащиеся должны показать нужную картинку и повторить слово. Можно привлечь двух учеников одновременно.
2. «Угадай слово»
Ход игры: учитель дает описание стадиона, бассейна, спортивной площадки, спортивной игры. Учащиеся должны догадаться, о чем он говорит, и назвать слово. Игру можно провести с применением наглядности.
Примечание: в дальнейшем учащимся может быть предложено задание самим составить описание-загадку.
3. «Домино»
Ход игры: ученикам раздается по 4 - 6 карточек; на одной половине карточки изображена картинка, на другой половине - написано слово. Выигрывает тот, кто быстрее выложит все карточки, то есть совместит изображение со словом.
4. «Комментатор»
Наглядные средства: конверты, картинки.
Ход игры: ученик выбирает конверт, вытаскивает картинку, смотрит и отвечает на заданные учителем вопросы.
6. «Снежный ком»
Наглядные средства: мягкая игрушка-заяц.
Ход игры: один из учащихся берет в руки игрушку, называя тот вид спорта, в который он любит играть. Затем он передает зайца другому учащемуся, который, в свою очередь, должен повторить предложение предыдущего и добавить свое слово.
Ich spiele Fußball gern. Und du?
Ich spiele Fußball gern. Ich spiele Eishockey gern. Und du?

7. "Пантомима"
Ход игры: по мимике, пантомимическим действиям учащиеся догадываются и называют, какой вид спорта или действия любит их одноклассник.
8. "Хвастунишка"
Ход игры: два участника становятся напротив друг друга и хвастаются, во что они любят играть/могут играть, не повторяя друг друга.
9. "Рассеянный"
Цель игры: активизация лексики и развитие навыка употребления отрицательной формы.
Наглядные средства: картинки.
Ход игры: учитель, показывая тематическую картинку, называет изображенное на ней, но неправильно. Ученик должен поправить и сказать, что на самом деле изображено на картинке.
10.  "Угадай"
Цель игры: активизация лексики и развитие навыка употребления вопросительной формы (общий вопрос).
Наглядные средства: конверт с картинками.
Ход игры: Ученик выбирает конверт, вынимает картинку и сообщает классу, кто изображен на ней. Учащиеся должны догадаться, что данное лицо/животное делает, задавая общие вопросы. Угадавший получает право выбрать конверт.
Ist das ein Bär? Schwimmt er? Ißt er Honig?
Ist das ein Elefant? Ist er groß? Ist er grau?
Ist das ein Wolf? Ist er schwarz? Ist er böse?
Ist das ein Sportler? Treibt er Sport? Ist er spotrlich?
Pfänderspiel (фанты).
Обычно фантами можно заканчивать какую-либо игру. Но можно играть в нее и в начале урока. В качестве домашнего задания учащиеся пишут на листке бумаги (карточке) какое-нибудь действие, которое должны будут совершить обладатели того или иного фанта. Ведущий достает по одному фанту, спрашивает: „Wessen Pfand ist das?“ После определения хозяина фанта, ведущий достает из другой коробочки задание (действие) и говорит: „Dieser Pfand soll… miauen”. Хозяин фанта выполняет задание.

Приведенные игровые приемы не исчерпывают всего разнообразия лексических игр, которые позволяют ввести и активизировать большое количество лексических единиц, вскрыть эмоциональные и личностные резервы ребенка, сделать процесс обучения в условиях средней школы не только приближенным к естественному, но и эмоционально позитивным. Нам представляется весьма перспективной идея использования учебных игр не только в процессе формирования лексических навыков на всех этапах обучения иноязычной лексике, но и в период всего обучения младших школьников.
Следует, однако, подчеркнуть, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и плавно, а так же помнить, что игра является лишь одним из различных средств обучения младших школьников иностранным языкам.
         ПРИЛОЖЕНИЕ 2
                                 Обучающие игры
Данные задания желательно выполнять с помощью интерактивной доски.
BERUF            1/Игра «Поле чудес» «Das Wunderfeld» ( 5 класс. Тема «Названия профессий») служит для контроля усвоения лексики по теме. Учитель вывешивает на доске картинки с названиями профессий и загадывает одну из них. Ученики должны угадать и вписать по буквам название профессии, которую загадал учитель и которая присутствует на одной из картинок.
                      



































2. Wer macht was? Was passt  zusammen?
1.                                          a) arbeitet im Zirkus
2.                                          b) arbeitet am Computer
3.                                        c) verkauft Lebensmittel
4.                                       d) unterrichtet die Kinder

5.                                         d) fhrt im Auto
TIERE
1. Domino
Schneide die Karten aus. Lege die Karte mit dem passenden Hauptwort an. Beginne bei  der Startkarte

START

WOLF


FUCHS

SPINNE

ELCH

HAMSTER




RATTE






ELEFANT

TIGER

ENDE

3. Jede Mannschaft bekommt ein Arbeitsblatt mit dem "Buchstabensalat".Die Schǜler mǜssen Wỏrter zum Thema "Tiere"finden.

E
S
C
H
L
A
N
G
E
S
K

Q
L
E
O
P
A
R
D
Z
M
A

K
A
T
Z
E
R
O
B
B
E
T

W
O
L
F
B
K
A
M
E
L
E

S
I
J
U
A
A
D
L
P
Q
R

W
H
S
C
E
E
T
I
G
E
R

U
A
I
H
R
N
K
O
P
L
K

Y
S
F
S
N
G
L
O
E
W
E

J
E
X
M
K
U
W
D
S
A
T

D
Q
T
G
I
R
A
F
F
E
Z

R
S
D
T
X
U
Q
W
V
B
E


 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Коммуникативные игры как один из приемов обучения немецкому языку
Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх, в процессе которых учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому главной целью коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.
Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.
Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной деятельности.
I. Коммуникативные игры, в основе которых лежит прием ранжирования.
Данный прием предполагает распределение определенных предметов в порядке значимости, важности их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и учащиеся обосновывают свой выбор в парах.
Например:
Обучающимся предлагается 5-6 тематически связанных существительных и 4-5 прилагательных, которые передают возможные их качества. Например, к существительным по теме “Еда” можно подобрать прилагательные “сладкий”, “питательный” и т. д.
    В соответствии с данными критериями учащиеся ранжируют предметы или явления, а затем в группах обсуждают свои варианты.
II. Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у учащихся.
Этот прием предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить неизвестные факты. Обмен информацией может быть односторонним или двусторонним. В первом случае один из партнеров имеет доступ к определенной информации, которой не обладает второй. Задача второго участника состоит в получении недостающей информации, чтобы успешно завершить выполнение полученного задания. Во втором случае речевое взаимодействие учащихся заключается в том, что оба участника игры имеют частичную информацию, которую они должны объединить для решения общей проблемы.
III. Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих
      вариантов.
В этом случае каждый учащийся получает одну часть информации и должен найти у партнера по общению недостающую. Данный прием может быть использован при составлении предложений, рассказов, диалогов из разрозненных реплик на основе заданных частей.
Например:
   Для проведения  игры необходимо напечатать инициативные и ответные реплики на отдельных карточках и раздать их учащимся.
Задача участников игры - найти вторую реплику шутки и разыграть ее. Можно дать дополнительное задание: определить самую остроумную шутку или лучшую пару, инсценировавшую свою шутку.
IV. Игры на поиск пары и координацию действий.
Каждый учащийся в группе имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам игры вопросы.
Встреть друга
Преподаватель предлагает участникам игры совершить путешествие в определенное время, соблюдая заданные условия.
Задача участников игры – найти себе спутника. С этой целью сначала каждый выбирает подходящие ему условия, а затем подходит поочередно к участникам игры, расспрашивая об их интересах и планах, и пытается убедить поехать с ним. Игра может продолжаться до тех пор, пока большинство не найдут себе пару.
V. Интервью.
Цель данного приема - опросить как можно больше участников с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы.
     Задача – выяснить, что твои одноклассники любят кушать / делать в течение дня.
Чтобы максимально опросить своих одноклассников, следует организовать игру в кругу. Участники образовывают внешний и внутренний круги, находят себе пару и опрашивают друг друга. Затем учащиеся внешнего круга переходят к следующему участнику по часовой стрелке. И так происходит до тех пор, пока не будут опрошены все участники игры.
VI. Ролевые игры.
Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо выяснить социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений.
Для ролевой игры необходимо наличие единого сюжета, соответствующего коммуникативной ситуации и ролевых отношений между участниками общения. Когда ученик принимает роль, он играет самого себя или какого-либо героя в специфической ситуации.
Итак, коммуникативные игры являются необходимыми упражнениями при обучении иностранному языку, так как они приближают процесс активизации лексико-грамматического материала к условиям реального общения. Кроме того, данные упражнения способствуют повышению мотивации и активности, учащихся на уроках. А это значит, что ученики смогут овладеть новым средством коммуникации, то есть приобрести навыки и умения общения с помощью изучаемого языка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
         Я использую песню как аудиоматериал, который лежит в основе целого урока.В данном случае используются следующие этапы работы над песней.
Первый этап – подготовительный.
Цель: пробудить интерес учащихся к теме.
Этот этап начинается с полного предъявления песни (без опоры на печатный текст).
Перед прослушиванием провожу подготовительную работу. Это можно сделать при помощи следующих приемов:
- ввести в тему при помощи приема «мозговой шторм», ассоциаций и т.д.;
- выдвинуть предложения о теме, исполнителе, стиле;
- описать фотографию исполнителя, определить стиль песни.
- предложить вопросы после прослушивания.
Второй этап – аудирование (два прослушивания).
Перед вторым предъявлением раздаются тексты песен. Отрабатывается техника чтения. Далее песня пропевается еще раз.
Цель первого прослушивания – знакомство с песней, проверка выдвинутых гипотез.
Приемы:
- если название заранее не сообщается, предложить учащимся догадаться или придумать его самим;
- восприятие песни без предварительного знакомства с текстом песни;
- можно заранее заготовить вопросы или инструкции (например, обратить внимание на голос исполнителя, инструменты, повторы отдельных фраз;
- можно приготовить задания - найти формы слов, вычеркнуть лишние слова;                                                                                                         
Цель второго прослушивания – общее понимание песни.
На данном этапе – этапе речевой тренировки предлагаются задания, направленные на проверку понимания текста и использование языкового и речевого материала песни в других контекстах. Примеры заданий.
1. Предлагается ряд рисунков, надо определить соответствие рисунков куплетам песни.
2. Прослушав, пропев первый куплет, пропойте строчку из песни, которая передает содержание рисунка.
3. Прослушайте музыкальную фразу и ответьте на вопрос....
4. Пропойте фразы, которые: а) отвечают на вопрос; б) подтверждают мои слова; в) характеризуют кого-либо (что-либо).
5.Ответить на вопросы, выполнить предложенные задания, например – текст с пропущенными словами (Lückentext).
6. Провести игру «Качели»: одна группа поет первый куплет, вторая группа-второй куплет.
7. Провести «Музыкальный аукцион»: спеть несколько строк правильно из песни.
8. Исполнение песни учащимися с напечатанным текстом.
Третий этап- творческий.
На основе песни можно предложить инсценировать песню, провести конкурс на лучшего исполнителя песни.
В качестве примера  хотела бы представить  фрагмент урока в 4 классе по теме “Расписание уроков” с использованием песни “Was ist denn dein Lieblingsfach?“

Фрагмент урока с использованием песенного материала
Тема “ Расписание уроков”.
Коммуникативная ситуация урока: “ Мой любимый предмет” с использованием песни“Was ist denn dein Lieblingsfachvon Uwe Kind
Вид речевой деятельности: аудирование
Класс: 4
Цель: создание условий для формирования и развития у учащихся языковых знаний и речевых умений в рамках  коммуникативной ситуации  « Мой любимый предмет».
Задачи:
- способствовать формированию коммуникативных и аудитивных навыков, формированию фонетического слуха, расширению словарного запаса слов;
- способствовать развитию творческой и познавательной активности учащихся в процессе индивидуальной и коллективной работы, развитию музыкальных способностей;
- способствовать росту положительной мотивации к изучению немецкого языка, воспитанию интереса к немецкой музыке.
Оснащение: видео, аудиозапись, текст песни, РМ ( задания), мультипроектор,
фото автора песни.
Первый этап- подготовительный.
- снятие языковых трудностей;
- прослушивание песни( без опоры на печатный текст)
- ассоциации к названию песни;
- Beantwortet die Fragen!
1.     Wie heisst das Lied?                                                                     
2.     Wer singt das Lied?
3.     Wer ist Uwe Kind?
4.     Aus welches Land kommt er?
5.     Wovon singt er?
6.     Wie sind seine Lieder?
7.     Wie ist die Melodie?
Второй этап – аудирование ( первое прослушивание)
- раздаются тексты песни. Звучит аудиозапись. Отработка техники чтения, произношения, интонации.
Задания:
 - догадаться о содержании текста песни по названию – «Was ist denn dein Lieblingsfach».
- Welche Wörter hast du gehört?
Lieblingsfach, was, ist, denn, dein, ich, Mathe, wie, die Pest.
Biotest, Mensch, Latein, Wahl, Frage, Deutsch, gut, Blut.  
                                                         
Прослушивание песни второй раз. Цель – проговорить или пропеть каждую строчку и  вникнуть в общий смысл песни. Если возникают проблемы с переводом того или иного слова, это нужно обговорить и решить. После второго прослушивания детям предлагаются задания, которые помогут определить насколько верно был понят смысл данной песни: 
- учащиеся прослушивают песню и одновременно выполняют задание по заполнению пропусков:
Lückentext

      Игра «Качели» (один ученик или группа поет первый куплет, другой ученик – другой куплет и т.д.), игра «Собери бусинки» (учащиеся получают карточки, на каждой написано по одному слову, из них надо сложить строку или куплет песни), игра «Прятки» (учащиеся получают тексты песни. В каждом предложении «спрятаны» одно или два слова. Их надо вспомнить и записать.
- исполнение песни учащимися под фонограмму.
Третий этап работы – творческий. Он представляет собой выполнение речевых упражнений с опорой на прослушанный текст. Например, исценировать песню, конкурс на лучшее исполнение песни, рассказ на тему « Мой любимый предмет».

Текст песни  «Mein Lieblingsfach“
Personen: Margarita = M; Kevin = K
M: Was ist denn dein Lieblingsfach?
K: Lieblingsfach?
M: Lieblingsfach? 
Was ist denn dein Lieblingsfach?
K: Weiss ich gar nicht, ach!
Mathe hasse ich wie die Pest.
M: Wie die Pest?
K: Wie die Pest!
und noch mehr so ‘nen Biotest, 
so ‘nen Biotest.

M: Was ist denn dein Lieblingsfach?
K: Lieblingsfach?
M: Lieblingsfach? 
Was ist denn dein Lieblingsfach?
K: Lass mal sehen, ach!
Mensch, Latein das ist ‘ne Qual.
M: Ist ‘ne Qual?
K: Ist ‘ne Qual!
Doch ich hab keine andre Wahl, 
keine andre Wahl.

M: Was ist denn dein Lieblingsfach?
K: Lieblingsfach?
M: Lieblingsfach! 
Was ist denn dein Lieblingsfach?
K: So ‘ne Frage, ach!
Deutsch, das finde ich wirklich gut.
M: Findest du gut?
K: Find’ ich gut. 
Deutsch das liegt mir so echt im Blut,
wirklich echt im Blut.


                                                     









Комментариев нет:

Отправить комментарий